Храмы Ангкора

Рассветный Байон

В Сием Рип из Паксе мы прилетели на самолете. Лететь всего час.
Аэропорт в Сием Рипе прекрасен — сад за окном, мгновенная проверка электронной визы и выдача багажа.

Заселившись в отель и придя в себя, к закату мы рванули на великах в Та Пром.
Ну это громко сказано — рванули, ехать 15 км в один конец.
Когда приехали, уже темнело.

Очень романтично там в сумраке. В лесу вокруг всякие звуки, кто-то шуршит, стрекочет и шевелится. А людей — никого... Охранников тоже нет, кстати. Интересно, туда кто-нибудь пробирался и оставался на ночь?

Возвращались в полнейшей темноте, но под это у нас специально были заготовлены не только фонари, но и велосипедные маячки на спину.

Поскольку я в храмах Ангкора во второй раз, то подробно рассказывать про них не буду. Вот он, Та Пром (и не только) в дневном свете 4 года назад.
Ран к старым храмам относится спокойно, поэтому мы ездили только в те, которые мне в прошлый раз понравились.

На следующий день проснулись пораньше и в 6:30 уже выехали из отеля.
Храмов много, а днем в них еще и много туристов, так что хотелось их немного опередить.

Слоны действительно тут переходят дорогу. К тому же они еще и очень нарядные.

Ворота Ангкор Тома.

Начали мы с Байона, пока там было довольно тихо.

Я показала забавную резьбу, бытовые зарисовки о жизни тысячелетней давности (некоторые есть тут)

Апсары танцующие и не очень.

Крокодил ест рыбку.

Потом заехали в Бапуон.

Этому храму в жизни очень не повезло. Во-первых, он остался недостроенным еще в XI веке. Во-вторых, красные кхмеры раскатали недострой по кирпичику, так что до последнего времени Бапуон лежал в руинах. Теперь его, наконец, восстановили, но наверх не пускают.
Я все равно залезла. Но на спуске меня поймали и велели стереть две фотографии, сделанные оттуда. Ну и ладно, на следующий день мы залезли на самый верх Ангкор Вата, так что не очень обидно.

Слоновья терраса.

Терраса Прокаженного короля с ее толстыми умильными нагами.

Она была закопана, потому что не предназначалась для живых. Но сейчас по ней можно погулять и во плоти.

Когда стало жарко, мы поехали в Пре Кхан.

Он не такой известный, как Та Пром, тут не бывает туристических толп, но атмосфера мне очень нравится. И тоже есть вросшие в стены деревья.
Ран сказал, что это подставка под квадратный трехчлен.

И действительно, зачем им сразу три лингама? :-)))

Возле ступы нас поймал кто-то из местных служителей и показал красивый кадр.

А потом поставил и стал фотографировать. И у него даже получилось, хотя Рана почти невозможно уговорить сфотографироваться. У нас очень мало кадров, где мы вдвоем.

Кстати об одежде. Вообще-то в храмы просят одевать длинные штаны и одежду, закрывающую плечи. Потому как хоть они и туристические объекты, но все-таки тут есть маленькие действующие алтари и все такое. Но реально никто за этим не следит, так что можно и в шортах. На велосипеде штанины от этих брюк все равно приходится отстегивать, чтобы они не попадали в цепь.

И вот, когда стало совсем жарко и мы нагулялись, настал час гамака. Мы вышли за первую стену храма, нашли подходящее укромное место рядом со второй стеной и натянули свои гамаки. В эту поездку мы взяли два легких и маленьких гамака от «Экспедиции» и к ним прикупили дайверский линь (тонкая пластиковая веревочка, выдерживает 200 кг). Очень они нам пригодились.

Виды были примерно такие.

Дерево сверху имеет единый ствол, между прочим.

Тут нас никто не беспокоил. Только один раз прошла итальянская группа и одна экспрессивная итальянка, посмотрев на нашу идиллию, воскликнула «белиссимо!».
Ну еще бы — у нас собой миски с фруктами, Ран вообще спит, а я книжку лежу читаю.

А когда мы очнулись и вышли наружу, то оказалось, что возле храма есть кафешки, где не только напитки, но и еду нормальную могут сделать. Раньше возле храмов есть было негде. Цены стандартные — 3.5$ за порцию, суп был очень неплохим.

После обеда мы доехали до храма Та Сом.

Дерево, вросшее в башню, начинает потихоньку сохнуть, а жаль.
Вернувшись по той же дороге, зарулили в Та Кео и Та Пром.

Ров с водой, окружающий Та Пром, зацвел. И мне понравился свет.

В результате за день неспешно объехали все интересные храмы большого и малого круга, кроме Ангкор Вата. Но это если знать, какие именно храмы тебе интересны (а я это уже знала). В толпы особо не попадали. Накатали 56 км. Я думала, что тут расстояния чуть меньше.

Странное сооружение по дороге, ни к какому храму не относящееся.

Находится неподалеку от реки.

Надо сказать, что во второй раз храмы воспринимаются гораздо спокойнее. Может быть потому, что знаешь, чего ждать. В первый раз был восторг-восторг.
У меня сперва была идея на следующий день поехать на Пном Кулен и в Бан Мелиа. Но в Бан Мелиа я уже была, а Ран не проявил большого энтузиазма. При этом денег теперь хотят за транспорт как-то неумеренно много (такси до Пном Кулена стоит 45$, правда без торга, плюс вход по 20$ с человека). И все это за возможность погулять вдоль реки и искупаться в водопаде. Поэтому мы решили никуда далеко не ездить и ограничиться ближними храмами.

Домик для духа возле нашего отеля. Богатый такой. У солидного заведения и дух должен жить красиво.

Кхмерское национально блюдо амок.

Рыба и всякие специи, подается всегда в мисочке из бананового листа. Вкусная штука.

Техническая информация.
Такси-припейд из аэропорта стоит 7 долларов до центра. Мы сперва даже согласились, но когда нам предложили доплатить за то, что наш отель на 2,5 км дальше (и потому вы поедете за 10$) — я возмутилась и потребовала вернуть деньги. И за 5$ мы доехали на тук-туке.
Из города в аэропорт можно уехать вообще за 4$.

По-прежнему американский доллар в Камбодже ходит наряду с риелем, и курс его по-прежнему твердый — 4000 риелей за доллар.

В этот раз мы решили пожить в хорошем отеле с бассейном. После дня на велосипеде в жарком климате бассейн — это, конечно, очень здорово. Отель я бронировала на booking.com. Выбрала Gloria Angkor hotel (45$ в самый высокий сезон, 3 звезды европейского уровня). Отель, конечно, очень классный: чистый, красивый, интерьер приятный, завтрак включен, вокруг постояльцев водят хороводы. Зачетный во всех отношениях.

Номер убирают, полотенца меняют, каждый день приносят тарелку фруктов, а вечером кладут в постель свиток со сказкой. Я прямо читала их перед сном с удовольствием :-)

Бассейн в вечернем свете. Мы приносили с собой гору фруктов, ее можно сгрузить на столик.

Единственный недостаток отеля заключается в том, что расположен он в 2,5 км от туристического центра Сием Рипа. Сперва я думала, что промахнулась с картой, а потом вспомнила, что за такую цену таких условий в центре не найти.
Ресторан в отеле съедобен (хотя ничего потрясающего), а цены средние по городу — 3.5$ за блюдо, как и 4 года назад. Еще в отеле бесплатно дают велик, что нам было важно. Вечером трансфер в город на тук-туке тоже бесплатный.

Отель стоит на шоссе №6, в 700 метрах от него рынок Псар-Леу, а это означает фрукты.

Камбоджийские фрукты — одни из самых фруктовых в Юго-Восточной Азии. Огромный ассортимент был на этом рынке. Я посчитала, что за день съедалось не менее 10 видов фруктов, сама себе сейчас страшно завидую.
Но увы, за последние 4 года фрукты подорожали ровно вдвое: теперь манго 2$, лонганы 1–2$ в зависимости от веточек (нет или есть), мангостины вообще 4$ (не сезон им потому что). Арбузы 0,5$ за штуку, небольшие, правда. А я, наконец, наелась дуриана: вот никто его не любит, а я люблю. Пронесла вонючку в отель в герметичной мисочке, и никто не умер :-)

Билеты в ангкорские храмы стоят по-прежнему: 1 день — 20$, 3 дня — 40$, неделя — 60$. Приятно, что с 17:00 до 17:30 предыдущего дня их уже продают на следующий день, причем вечером предыдущего дня уже можно по ним пройти, чем мы и воспользовались.
А вот ценник на посещение дальних храмов стал какой-то бешеный, в основном за транспорт.

Сием Рип очень изменился за эти четыре года. Если раньше это была такая туристическая деревня, то теперь просто азиатский Лас-Вегас какой-то. Особенно Паб-стрит.