Шлюзы Мирафлорес и Старый город

А вы знаете, что страна называется Панамá? Мы вот раньше не знали.

В Панаме мы пробыли совсем недолго, меньше суток. Но успели посмотреть странообразующее предприятие.

Из Сан-Хосе на остров Сен-Мартен мы летели через Панаму местными панамскими авиалиниями Copa Airlines. Что-либо хорошее сказать о них сложно, хотя мы все-таки улетели. Сперва эта Копа не дала группе групповой билет. При самостоятельной покупке выяснилось, что через сайт авиакомпании почему-то билет не возьмешь, только через посредника. Потом отменили наш первый рейс и примерно три недели все трясли посредника, Копу и друг друга, организуя замену. В Сан-Хосе нам с Раном не удалось зарегистрироваться на рейс онлайн. Вишенкой на торте оказался овербукинг: мест на нашем самолете для нас двоих не было, хотя в аэропорт мы приехали заранее! У меня нервы на это всё не очень рассчитаны, поэтому я сперва даже не поняла, что нам пытаются с энтузиазмом сказать на стойке регистрации. Оказалось, нам предлагают улететь на полтора часа раньше предыдущим рейсом! Да еще выдали оба посадочных талона, сразу до Сен-Мартена. Так мы отделились от группы и у нас появилась возможность неспеша попасть на шлюзы Мирафлорес. Потому что я не верила, что группа туда успеет доехать из-за переноса рейса, времени было очень мало.

Ран нашел в интернете информацию про цены на такси и добираловку. Мы решили, что группу ждать в аэропорту не будем, поедем на шлюзы сами, пусть это и некоторые дополнительные траты.

Лететь из Сан-Хосе всего час, в Панаме формальности прошли быстро (хотя от нас требовали бронь отеля и вообще тут везде спрашивают билеты и бронь). В аэропорту мы прыгнули в такси за 40 долларов и через полчаса были на Мирафлоресе.

Вход в здание со смотровыми площадками стоит 20 долларов с человека, тут в ходу доллары США.

Вот они, шлюзы:

Перед поездкой я была полна скепсиса и не очень понимала, что тут такого смотреть. Думала, будет не интересно. Но я ошибалась — это весьма захватывающее зрелище, целый спектакль. Мы провели на площадках два с половиной часа.

Вот едет немецкий корабль-холодильник. Его специально так построили, чтобы он влез в этот канал! И по ширине, и по длине. Панамский канал — это, оказывается, прокрустово ложе для современных кораблей :-)) Стандарт такого корабля называется «Панамакс».

Между стенками шлюза и бортами остается не более метра. Корабль тянут специальные паровозики, их по три с каждого борта, на них заведены тросы.

Каналов на шлюзах Мирафлорес всего три. Сейчас все работают на выход в канал из Тихого океана, а завтра корабли пойдут в обратном направлении. Третий канал побольше и поновее, его почти не видно со смотровой.

Панамский канал работает с 1914 года, то есть ему всего 100 лет с небольшим. Раньше не могли осилить такое сооружение, да и в прошлом веке при постройке погибло какое-то невиданное количество человек, все больше от малярии и желтой лихорадки.

А вот катаются туристы на теплоходе. Специальная такая экскурсия — пройти шлюзы.

Всего три шлюза. Перепад в шлюзах Мирафлорес — 16 метров (канал выше). До этого есть еще один шлюз на 9 метров, то есть всего перепад между каналом и океанами — 25 метров. А до шлюзов суда шли еще 70 км, войдя из Карибского моря через шлюзы Гатун: там их подняли в канал с уровня моря.

Высота одного шлюза здесь — 8 метров, значит, корабль дважды спускают на 8 метров, прежде чем он выйдет в океан.

Центральный шлюз открывается:

В это время паровозик едет по наклонной, а работник тупит в телефон! Должно быть что-то интернациональное во всем процессе.

Меж тем ко второму шлюзу уже подходит новый корабль. Здесь жесткая очередь, корабли могут ждать очереди неделями, хотя пройти канал стоит огромных денег.

А меж тем берлинский холодильник уже опустился на уровень Тихого океана и скоро уедет.

На прохождение всех шлюзов у одного корабля уходит всего полчаса.

Я вот думала до этого: а что бы им не прокопать канал пошире, чтобы корабли не толпились? А дело-то все в большом перепаде уровня морей и канала: дорого очень копать 70 км канала и укреплять высокие стенки. Вот 5 лет назад в Никарагуа начали строить еще один канал, может, разгрузят когда-нибудь Панамский. Если война из-за этого не начнется. А то Панама так и отделилась от Колумбии из-за этого канала, не обошлось без применения оружия.

Вот так стоят зрители. Ниже на пару этажей есть площадка с сиденьями, но там хуже видно, мы быстро сбежали наверх, хоть тут и жарковато под солнцем.

А вот уже и следующий корабль спустили вниз. Он поменьше и вместе с ним в шлюз поместилось пара теплоходов с туристами.

Не каждый раз, но довольно часто корабли сигналят, команда машет зрителям, а зрители восторженно машут команде.

Панамский копатель :-) Судно, углубляющее фарватер.

Пятиконечная звезда есть на панамском флаге, поэтому она и на носу корабля.

Очень всё это увлекательно. Мы посмотрели на проход трех больших кораблей и ушли в пять вечера. В шесть смотровая закрывается. Обратно в город поехали за 15$ и вскоре увидели автобус с нашей группой, стоявший во встречной пробке. Группа попала на смотровую за полчаса до закрытия и вполне успела что-то посмотреть. Только быстро.

В город мы приехали перед закатом.

Это Старый город (Casco Antiguo):

Это Панама-сити:

С виду приличная, да и вообще Панама считается относительно благополучной страной... наверное, по сравнению с Гондурасом. Потому что вокруг ходят довольно стремные негры. А в отеле нам дали туристическую карту. На ней светлым был обозначен центральный район (куда можно даже вечером ходить!), серым — район, куда вечером не ходить. И черным — районы вокруг, куда и днем-то лучше ходить не надо. В центральном районе на улицах стояли карабинеры и охраняли нас, так что мы спокойно погуляли.

У нас был замечательный отель Magnolia Inn. Помимо красивого интерьера в номере оказалось, что в том же здании есть кухня со всем необходимым.

Ужинать мы пошли в ресторан Nazca 21 с перуанской кухней, где съели севиче и рыбу под белым соусом.

Севиче:

Это сырая рыба, маринованная в лимонном соке, с небольшими добавками соли и специй. Хитрость у севиче только одна — рыба должна быть свежайшая. В яхтенном походе нам пару раз достался свежий улов, и я повторила севиче, получилось похоже и очень вкусно.

Жизнь тут недешевая, поесть стоит как в Европе (35 долларов на двоих без алкоголя). Сдачу с долларов дают местными монетками бальбоа, 1 доллар = 1 бальбоа. На сувениры они идут отлично.

Тиночка попала в город сильно позже нас, поэтому у нее больше ночных фото:

Следующий перелет был ранний, пришлось вставать в три утра. В панамском аэропорту у Рана все-таки нашли в ручной клади (он же весь наш багаж) мини-лезерман и отобрали вместе с насадками на отвертку. Это было предсказуемо, мы ставили эксперимент. Итог эксперимента таков: в Москве, Амстердаме и Сан-Хосе лезерман в самолет протащить можно (длина лезвия 4 см). Мой малюсенький нож, завернутый в провода, не нашли даже в Панаме.

Веселее было то, что прямо на аэропортовом досмотре у одной женщины из нашей группы пограничницы пытались украсть часы, прямо из лотка на ленте. Она бдила и подняла шум, часы нехотя вернули. Веселые нравы у них в Панаме.

Самолет летел над Карибским морем и это было прекрасно. Цвет воды был такой яркий, такой и должна быть морская вода в самом романтичном из морей. А на дне были видны тени от облаков.