6. Хусавик. Киты и тупики.

В Хусавике есть две компании, которые возят посмотреть на китов, птичек и порыбачить: North Sailing и Gentle Giants. Во всех путеводителях сказано, что они одинаковы и шансы кого-нибудь увидеть примерно равны. Но мы выбрали Gentle Giants, поскольку про них говорилось, что их суда поменьше и из-за этого они могут подплыть к киту поближе. И не прогадали.

Первый наш заплыв был утром, кораблик отчаливал от пристани в 9.45.
Вид на Хусавик из бухты:

Мы выбрали не самое удачное время - все ломятся на морскую прогулку с утра и народа на кораблике было человек 60, то есть очень много. Из-за этого было очень плохо видно.

Всех одевают в комбинезоны. Под комбинезоном помимо этого должна быть одета вся имеющаяся теплая одежда, шапка, перчатки - иначе можно замерзнуть основательно. Если на море волны, то запросто может окатить водой.
Вот такой телепузик получился из меня:

Сперва я еще пыталась держать фотоаппарат наготове, потом поняла, что это занятие бесполезное - во-первых, люди вокруг мешаются, во-вторых, фотик намокает, а в-третьих, ничего особо не видно. И этого моей мыльнице хватило, чтобы отсыреть и впоследствии пару дней вести себя неадекватно, пока я не просушила ее хорошенько в спальнике.

Ран ухитрился залезть на корабельную вышку, и там было не так мокро и чуть лучше видно. Все фотографии в море героически сделал он.
Как можно увидеть китов на таком корабле? Да примерно вот так:

То есть далеко и, можно сказать, не видно ни фига.
Гораздо интереснее было наблюдать за тупиками. Это такие толстые смешные птички, огромное множество которых гнездится по берегам Исландии. По-английски - puffin, по-исландски - lundi. Я их называла все больше пуфиками.
Тупики умеют нырять за рыбой на глубину до 60 метров и доставать ее пачками. Вот образец улова:

Ярко-красный клюв у тупика только летом, а потом он тускнеет.
Взлететь тупику трудно, он толстый. Вот как это происходит, 4 кадра для кино:

Особенно смешно он лапами разбегается по воде, а потом в полете растопыривает их в разные стороны.

Китов мы в результате почти не увидели, зато тупиков полюбили нежно и решили еще на них посмотреть, записавшись вечером на другую морскую прогулку.

Обедать единственный раз за поездку пошли в ресторанчик на пристани. Там случился комплексный обед за 2500 крон и мы решили - надо брать. Сперва был рыбный суп, а потом вот такая очень вкусная рыба, поджаренная на гриле с картофелем:

Середина дня у нас была свободна, мы прогулялись в магазин, единственный открытый в тот день на дальнем конце поселка. А заодно посмотрели Хусавик.

На этой скамеечке должна сидеть жена викинга и ждать возвращения мужа с добычей.

Общий вид на Хусавик.

А еще в Хусавике есть фаллологический музей. Как говорится, единственный в стране и в мире. Там выставлены около 300 соответствующих субпродуктов разных млекопитающих. Начинали собирать коллекцию, конечно, с китов и разных других морских животных. Люди приходят поржать, но сильный запах формалина и строгие ряды колб с образцами и наукообразными описаниями немного укрощают остроумие.
И мы узнали там, что "хрен моржовый" - это действительно ого-го! Большинство китов отдыхает.

Итак, уведите ваших детей от наших голубых экранов!

Хрен моржовый:

Вокруг него, если заметили, косточки. У человека их нет, зато у остальных млекопитающих есть.

А еще мы зашли в сувенирную лавку и купили себе переходящего тупика. Договорились, что переходить он будет тому, кто в этот день особенно сильно тупил.
Вот наш тупик:

В одном кармане палатки у нас теперь ночевала мышь, в другом - тупик. Так вчетвером мы и путешествовали.

Меж тем у Рана возникла идея, что китов надо ехать смотреть повторно. Он внимательно прочитал рекламные проспекты и нашел там Big Whale Safary. Сперва я сопротивлялась, говорила, что это дорого и что наверняка замерзну и умру от трех морских покатушек подряд, и лучше я пойду вместо этого греться в бассейн. Но бассейн в этот день очень рано закрывался, и альтернативы не было.

Осмотр тупиков происходит раз в день возле одноименного острова Lundey. Туда Gentle Giants возят на cвоей новой быстрой лодке.

О лодке надо сказать отдельно. Ее зовут Amma Sigga, то есть "Баба Зигга", в честь бабушки семейства. Если у них была такая бабушка, я могу одновременно сочувствовать и восхищаться. Потому как Amma Sigga - орудие победы и настоящий Конь Дороги Китов. Она развивает скорость до 60 км. в час. Нам очень повезло, ведь эта лодка появилась лишь в 2011 году, и наши предшественники были лишены возможности на ней кататься.

Вот эта лодка, и я рядом в виде продвинутого телепузика. Комбинезон новый и гораздо лучше и теплее обычных.

На сидениях сидят верхом и держатся за поручни. Когда лодка подлетает на волне метра на 2-3, а потом падает, надо привставать в стременах, как на рыси. Кататься на такой лодке - огромное удовольствие независимо от того, увидел ли ты что-нибудь.
Мы подплыли к острову Lundey, на котором сидело множество тупиков:

В воздухе над нами натужно летали тупики:

Чтобы подняться в воздух, им приходится часто махать крыльями.
В воде вокруг плавали остальные тупики.

Когда лодка подплывает слишком близко, тупик чаще ныряет, чем взлетает. Потому что нырять он может быстро и глубоко, а взлетать ему долго.

Еще возле острова плавали тюлени. Вот этот, кажется, зевает:

А потом прыгает:

Остров принадлежит трем исландским фермерам. В том числе они охотятся на тупиков. В Рейкьявике, например, можно отведать копченого тупика. Но мы не смогли, очень птичку жалко. Они такие трогательные:

Вернувшись с осмотра тупиков, мы выяснили, что большое китовое сафари все-таки будет, нужное количество человек набрано.
И вот это было отлично! Amma Sigga успевает быстро подплыть к киту вплотную, пока он всплывает подышать. А дышат киты 4-6 раз, прежде чем занырнуть на десятки минут.

Это горбатый кит. Дистанцию можно оценить - в углу кусок лодки. До кита метров семь.

Горбатый кит не пускает фонтанчики, как на картинках. Всплывая, он как бы сморкается, выплевывая попавшую в дыхало воду. А в дыхале две ноздри, как в настоящем носу :-)

Вот тут кит показывает нам хвост:

И даже видно, что нижняя часть хвоста белая:

Есть подозрение, что мы гонялись за двумя или тремя горбатыми китами, хотя за два с половиной часа видели много раз, как они всплывают и дышут. Один раз нам даже показали морду, она квадратная, но этот кадр не получился. Для таких съемок нужен огромный объектив и соответствующий опыт, чего у нас не было. Я поражаюсь, как Ран вообще ухитрился что-то снимать, я просто смотрела во все глаза, не желая ничего пропустить.
Мы спросили нашего гида: почему они не боятся подплывать так близко, неужели это не опасно? Он ответил, что за всю историю наблюдения за китами не было ни одного случая агрессии со стороны китов. Поэтому они и не боятся. Ну и, конечно, соблюдаются определенные правила: лодка всегда встает боком к киту и не пытается перерезать ему путь.
Это было море восторга и чудесные впечатления, несравнимые с первой прогулкой. Если вы соберетесь в Хусавик смотреть кого бы то ни было, то лучшим выбором будет "Баба Зигга".

Техническая информация
Прогулки стоят недешево. Мы, повторюсь, общались с компанией Gentle Giants, цены должны быть одинаковы в обеих компаниях и почему-то считаются в евро.
Обычная прогулка - наблюдение за китами стоит 52 евро (продолжительность 3 часа). Туда, как вы уже поняли, ездить не так интересно, потому что большой кораблик не успевает близко подплыть к киту. Летом есть много сеансов покатушек - с 8 утра и до 8 вечера. Осенью и весной их количество резко снижается.

Поездка к Острову тупиков на лодке Amma Sigga длится час и стоит 38 евро. Если берете сразу две экскурсии (киты + тупики), то будет некоторая скидка. Однако экскурсия к тупикам бывает лишь раз в день в 18.00, и то если наберется необходимое количество человек (кажется, не менее четырех). Об этом честно предупреждают заранее, поэтому существует момент неопределенности. Если киты вам важны, стоит запланировать два дня на пребывание в Хусавике.

Большое китовое сафари также бывает раз в день в 19.30, длится 2,5 часа и тоже нужен кворум в шесть человек. Мы до последнего момента не знали, будет ли оно. Стоимость - 100 евро с человека. Это дорого, но, несомненно, сафари стоит своих денег. Лучше экономить на других незначительных мелочах типа ночевки под крышей и питания по ресторанам.
Для катания на Amma Sigga выдают очень хорошие комбинезоны, в которых совсем не холодно.