Обучение фридайвингу на Нуса Пениде

Три года назад мы побывали в Океании, и с тех пор интересуемся подводными красотами. Еще в Океании мы поняли, что надо учиться нырять и плавать получше. С тех пор мы выучились погружаться с аквалангом, это дело хорошее, но 20 кило снаряжения... как тяжелый доспех, со всеми его минусами.

Поэтому у нас появилась идея поучиться фридайвингу. Ради того, чтобы спокойно нырнуть налегке на 5–7 метров, рассмотреть рыбку или красивый коралл без спешки и неудобства, сфотографировать их и вернуться.

О русской школе фридайвинга на Нуса Пениде я узнала из замечательного рассказа Вики. Очень рекомендую его. Нам этот отчет еще и денег сэкономил :-)

Еще в Москве мы почитали официальный сайт школы и выбрали себе пакетное предложение с обучением, проживанием и плаваньем с мантами (цены и предложения тут, у нас был Nusa Penida Explorer). Увидеть скатов манта — это был незавершенный гештальт трехлетней давности, на Фиджи мы их пропустили.

Нам заранее выдали учебные материалы по программе SSI. В мире две самых известных организации, обучающие погружениям — PADI и SSI. В первой мы учились скуба-дайвингу, а вот теперь имели возможность сравнить. Материалы выглядели как информационные блоки, в конце каждого тест, и все это производило впечатление немножко для дебилов как все американские материалы, только сильнее.

Я довольно быстро поняла, почему оно так: большинство студентов смотрят и читают это всё после интенсивных нырялок, когда мозги соображать оказываются по физиологическим причинам. Это мы с Раном оба студенты МГУ, предпочитавшие всегда всё выучить до сессии, остальные-то нет.

Звездный тестовый вопрос: Почему нужно нырять обязательно вдвоем с напарником?

Ответы:

1. Потому что так безопаснее
  2. Что-то там еще.
  3. Вместе веселее!
  4. Правильны все предыдущие ответы.

Ну ты такой умный отвечаешь, что так безопаснее, а оказывается, что неправильно! Все ответы верны. Поэтому мемом нашего обучения было «вместе веселее!»

На остров Нуса Пенида мы ехали из Санура, билет стоил 200 тыщ, лодка опоздала на полчаса, шла по морю около 40 минут. Пирса в Сануре нет, надо снимать штаны и брести в воде по середину бедра, а грузчики в это время несут на голове твои рюказаки (по три штуки на одну голову!) всем на ужас и удивление. На Пениде все культурно, пирс построили.

Возле пирса мы сразу взяли в аренду байк. Водить на Пениде не так страшно, поскольку траффика мало. Однако дороги тоже узкие, извилистые и асфальт иногда кончается.

Школа фридайвинга и наше жилье были в трех километрах от пирса, в деревне Пед.

Наше бунгало на неделю:

Это Кул-Кул бунгало, очень милые и чистые. Жить тут было гораздо приятнее, чем в Убуде. Кондиционер нужен регулярно, на Нуса Пениде суше и жарче, чем на Бали. Хотя казалось бы — острова совсем рядом. В проживание включен завтрак, бунгало нам обошлось в 400 тыщ в день (28$, а на букинге оно вообще стоит 50$).

Нуса-Пенида — не слишком развитый остров в плане туризма, поэтому у меня не было завышенных ожиданий. Но интересный курс, хорошее жилье и удачно найденный ресторанчик Penida Minang Richard resto в совокупности оставили очень приятное впечатление от острова. О кухне будет отдельный рассказ.

Вид с террасы ресторана:

Море подмывает берега, их приходится укреплять. Никакого особенного гламура тут на берегу нет, зато рифы в воде очень даже достойные.

На следующий день 8 августа мы начали учиться. У нас был инструктор Артур, сперва он показался нам неразговорчивым, но по делу он успевает сказать все необходимое.

Утром была лекция, мы повторяли все, что касается рефлексов. У нас, как и у любых млекопитающих, есть набор очень интересных рефлексов, позволяющий выжить в воде. Сердце начинает биться реже, организм умеет экономить кислород.

Потом мы учились правильно дышать. В состоянии покоя на суше дошли до задержки дыхания в 1:40 (я) и 2:20 (Ран). Это может даже новичок, если он правильно подготовился. Раньше мой потолок был секунд в 40.

Потом пошли на динамические упражнения в море, плавали на небольшой глубине вдоль горизонтального троса.

После обеда была тренировка на глубине. Студентов вывозят на лодке в море, там организуют плавучую станцию из буев с веревкой и грузами, а между ними плавучие «колбаски», на которых удобно висеть и отдыхать.

Мы учились уходить в глубину по веревке головой вниз.

Оказалось, что продувать уши в таком положении гораздо сложнее, чем не дышать. С задержкой дыхания все в порядке, но в определенный момент продувки начинало не хватать. Это потому, что в скубе ты продуваешься воздухом из баллона, а тут есть только тот воздух, что у тебя в легких.

Фридайверу нужен гидрокостюм для тепла, длинные ласты (но я пользовалась стандартными) и маска небольшого объема (можно обычную, если вы не собираетесь ставить глубинный рекорд). Пояс с грузом тут обычно резиновый, чтобы он не мешал дышать. Очень желателен буй наверху, где можно отдохнуть между погружениями.

У Рана были проблемы с продувкой одного уха, поэтому некоторое время он опускался ногами вниз.

В группе из четырех студентов такие проблемы были у двоих. А моей основной проблемой было то, что я начала уже на середине занятия мерзнуть, поскольку между погружениями большие периоды покоя. На следующий день мне дали дополнительную неопреновую майку с капюшоном, и стало всё хорошо.

Всего за тренировку у каждого было около 6 погружений, под конец мои уши тоже запротестовали.

А после тренировки на глубине нас высадили недалеко от берега посмотреть риф. И тут было здорово: вот ты реально видишь результаты обучения, ныряешь метров на пять, рассматриваешь рыбок и кораллы и выныриваешь.

Правда, к фотоаппарату пришлось привыкать дня два. Сперва я даже думала, что следующая инкарнация олимпуса хуже предыдущей. Но постепенно привыкла, просто снимать нужно вблизи и не дергаться.

На следующий день утром снова была лекция, в том числе о спасении при блэкауте (потеря сознания при всплытии). Нам предстояло отработать в бассейне методы реанимации.

На территории школы построен бассейн для упражнений. Так вот — после правильной подготовки мы задерживаем дыхание в состоянии покоя уже на 2:45! Оба! А всё рефлексы, правильное дыхание и настрой. Профессионалы могут в два раза дольше.

После обеда писали тесты, а потом опять отправились на глубинную тренировку в море. Я дошла до конца нашего троса, это 12 метров. После чего мне было велено заныривать, не держась за трос. Довольно трудно держать положение вертикально вниз и двигаться плавно.

На следующий день мы должны были из поселка Тойяпакех поехать к мантам. Но увы — лодка в море вышла, капитан посмотрел на волны и сказал, что условия не позволяют ехать в нужный залив.

Поэтому нас повозили немного в другие места для снорклинга, но я очень расстроилась.

Надо сказать, что и без волн тут непросто — очень сильные течения. Если тебя выкинули с лодки, то уносит мгновенно, лодка должна ехать за ныряльщиками и подбирать их. Еще одна проблема — найти свою лодку и свою группу среди других таких же. Мы поняли, что нужны какие-то яркие детали одежды, чтобы не потеряться.

К счастью, у нас в запасе были лишние дни — это во-первых. А во-вторых, у нас была вторая бесплатная попытка сплавать к мантам, поскольку мы были «от Вики». Пришедшим через ее сайт студентам дарится поездка к мантам, и она нам была очень нужна. Потому что свою первую поездку, включенную в пакет, мы уже потратили.

Поэтому через день вновь попытали удачу, и ура:

В Манта бэй людей в море было много, манты от них уплывали по-быстрому, но все-таки мы их посмотрели. Они огромные и прекрасные:

Догнать их иногда удавалось, правда задержать после этого дыхание — уже никак.

Видели четыре манты в общей сложности.

Фотографии получились так себе, потому что вода в заливе со взвесью, но зато гештальт наш наконец завершен :-)

Погода была тихая и солнечная, так что и на других точках снорклинга было интересно.

Ран очень технично нырнул, догнал и снял черепаху:

После удачного заплыва с мантами мы исследовали остров, а потом на следующее утро была заключительная тренировка на глубине. Надо сказать, что уехав с Нуса Пениды, мы еще ныряли и у берегов Бали к затопленному кораблику и остались очень довольным приобретенными навыками. Еще у нас официальный сертификат SSI, хотя нырять без акваланга, как вы понимаете, можно везде и свободно.

Школу фридайвинга Freedive Nusa я могу с удовольствием рекомендовать. Новые умения очень расширили наши возможности, надеемся воспользоваться ими еще не раз :-)