Поросозеро — Линдозеро.

О заброске.

До места старта (Поросозеро) можно добраться поездом Питер–Костомукша, к которому из Москвы бывает прицепной вагон в поезде Адлер–Мурманск. Бывает он не каждый день, едет сутки, совершенно негуманно уходит из Москвы глубокой ночью и такой же ночью прибывает в Поросозеро. Две бессонные ночи — это как-то чересчур для меня. Поэтому мы просто взяли билеты до Петрозаводска, а оттуда решили добираться на чем придется. Когда-то существовал автобус Петрозаводск–Поросозеро, но в этом году он не ходит. Поэтому мы просто вышли на площадь перед вокзалом и взяли такси. Ехать 200 километров, из них треть по грунтовке, так что цена в 5000 рублей в целом умеренная. По времени получилось идеально короткая добираловка — ночь мы ехали на поезде, три часа на машине. И в полдень мы были уже на месте.

Погода была пасмурная и прохладная, но прогноз обещал улучшение вот прямо завтра.

С интересом изучали надувное дно у байдарки, новый для нас элемент. «Викинг» бывает с каркасом внизу, и тогда на нем легче ходить по озерам, а бывает с надувным дном, и тогда его труднее пропороть на камнях. Особенно если прикупить специальные пеночки под носовые и кормовые железки. Мы выбрали сплавной вариант с надувным дном, и оно сперва не хотело расправляться под бортами. Оказалось, что надо просто посильнее надуть, дно расправится само. Из-за него в грузовом отсеке становится меньше места.

Викинг 4.7 в сборе.

22 июля. В первый день прошли чуть меньше 10 км, включая два порога. Оба порога Ран ходил просматривать. Я осознала, что с виду не могу отличить стоячие волны от обливных камней и даже не пыталась делать умный вид. И вообще — в порогах страшновато. Очень правильно, что мы купили юбки. Но неправильно, что они у нас минималистичные не крепятся к плечам ремнями. Потому что масса воды, которая выливается сверху на лодку, юбку прижимает, она ползет вниз, ну и часть воды все равно просачивается под нее.

Второй порог по имени Валазменский запомнился мне как самый мокрый: стоячей волной меня окатило с головой, хорошо на голове был одет капюшон.

Вход в порог Валазменский.

Сам порог. Как видно, воды нам хватало.

Сразу после порога всегда бывает стоянка. Потому что кто-нибудь обязательно себе что-нибудь повреждает и вынужден чиниться, а в это время вся остальная группа обустраивает стоянку, сколачивает мебеля :-) Ну и вообще это такое положительное подкрепление — прошел порог и можешь встать. Не прошел порог — фиг тебе, греби дальше, пока не пройдешь. На нашей стоянке обнаружились подосиновики, черника и даже земляника.

23 июля. На следующей день погода улучшилась, мы прошли еще один порог и оказались в Пяльвозере. Тут пришлось приспосабливаться к лодке, которая по стоячей воде направление держит довольно своеобразно, и парусность у нее тоже есть. Но мы не спешили, заехали на островок, потом на песчаный пляж — пообедать и искупаться.

Вода чистая и у берега часто попадаются белые кувшинки.

На пляже был вереск с бабочками.

Вид на озеро.

Об обеде. Готовили мы утром и вечером, а днем у нас был перекус и чай из термоса.

После озера начались заболоченные берега без стоянок. В общей сложности гребли в тот день 25 километров, к вечеру стали уставать, по озеру больше 6 км/ч не получается.

Стоянку нашей души нашли после порога Маркотькоски. Запомнить эти карельские названия было бы невозможно, если бы в лоции наши предшественники не переименовали бы их в разных «кошек». «Мякоть кошки» запоминается гораздо лучше :-) Так вот, за Мякотью слева был милый остров, на котором мы решили сделать первую дневку.

Стоянка была на небольшом острове.

В походе мы фотографировали мало и скорее на память. Красота карельских лесов не яркая, зато ощущения прекрасные. Очень уютно и благостно. Не знаю, как еще передать это.

24 июля. На острове было много лисичек, белые грибы и черника. Выяснилось, что при таком изобилии нужно меньшее количество продуктов: почти не нужно мясо, и крупу тоже можно смело урезать. Зато надо брать больше соли и специй для грибов и больше сгущенки для черники :-)

Еще я видела черную гадюку, единственный раз за поход, больше змей не попадалось.

Мы купались, стирали вещи и просто отдыхали.

Наш лагерь.

Другие группы часто бросали свои байдарки на берегу и чуть ли не в воде, но мы просто не могли так сделать, вытаскивали лодочку на сушу каждый раз.

А еще я собралась удить рыбу! Первый и последний раз я делала это лет в 12, и вот теперь внезапно продолжение. Меня снабдили простейшим рыбацким набором, удочку из подручных средств сделать не проблема. Проблемы были во всем остальном:

• в червях (не то чтобы их много в Карелии и еще мне жалко их насаживать на крючок). Немного червяков нашлось, но потом мы перешли на воздушную пшеницу, которая удачно входит у нас в рацион.
  • в регулярно сжираемой рыбами наживке;
  • в пойманном бревне (пришлось лезть в воду и отцеплять крючок);
  • в глупых маленьких уклейках, которые толпами стали есть пшеницу и попадаться, а мы их отпускали;

Это больше походило на комедию, но в результате двух плотвичек Ран все-таки поймал. Мои успехи дальше уклеек не продвинулись. Плотвичек сварили на обед.

В этот день мы дали имя байдарке. Нужно было его дать в исландском стиле, потому что все-таки у нас «Викинг» с характерно задранными носом и кормой. Получилась Синяя Утка Вёсел (Ársblárönd) Кто может, исправьте ошибки, pls :-)

В этот день мы видели целых три группы. В четыре утра мимо нас проплыла группа отморозков на катамаране с мотором, которые дико орали. Днем прошли еще две группы нормальных, 3 и 5 лодок. Все такие в шлемах и спасжилетах. Ну ладно, не все, но многие: на детях и женщинах так уж точно одеты.

Мы с Раном поспорили, увидим ли мы на речке кого-нибудь на «Салюте». Он выиграл — нет, на «Салютах» уже никто не ходит, а вот на современных цветных «Тайменях» ходят много, а особенно если это коммерческие группы (они отличаются одинаковыми лодками на всю группу).

Целую неделю погода стояла теплая и солнечная. Дождики были локальными, вода в реке постепенно нагревалась.

25 июля. Собираемся мы поутру долго, не меньше трех часов. А если надо тент и палатку от росы сушить, то даже больше получается. Как нам это удается — не понимаю, вроде бы не особо тупим.

В этот день шли всего 4 часа. Сперва был спокойный участок с заболоченными берегами, а потом страшный порог Корбикоски (Корми-кошку). Страшен он шиверой на входе с большим количеством шкуродерных камней. Ну мы посидели на парочке, однако надувное дно не подвело, все прошло без последствий. Потом был обед, после него три шиверы, а дальше мы встали на хорошей стоянке, которая с воды заметна своей каменной плитой. Прошли примерно половину маршрута. Лодку затащили наверх и решили, что тут будет наша следующая дневка.

Черники на этой стоянке было невиданное количество. Во все стороны.

Это вид из палатки на заросли черники.

А из грибов росли в основном подосиновики. Видели одну вчерашнюю группу и одну новую группу на трех лодках.

26 июля

Выяснилось, что дней-то у нас 11, а еды мы взяли на десять. С таким количеством подножного корма никто засады не заметил. Но я все-таки поделила крупу, отсыпав мешочки на одиннадцатый завтрак и ужин.

В этот день я была успешным рыболовом, поймала двух рыбок плотвичек. Потом опять начались дурные уклейки, уплетающие нашу дутую пшеницу несмотря на то, что она им не пролезает в рот.

Обед полностью состоял из добычи, грибы и рыба.

Урожай подосиновиков.

Брусника очень красиво смотрится на белом мхе.

Мобильной связи на маршруте нет. Одна вышка стоит в Поросозере, и ее видно еще один день пути после поселка. Другая вышка стоит в финальной части маршрута, в Гирвасе. Ее будет видно еще не скоро.

Видели группу на тузиках! Вот не знала, что народ сплавляется на этих смешных надувных лодках, они по озерам идут совсем плохо, а в порогах, наверное, ведут себя как рафты. Но поди ж ты, «Салютов» нет, а тузики есть :-)

В этот день первый и единственный раз зажгли костер. Мы готовим на газу и костер нам может быть нужен разве что для уюта. Но на этой стоянке была небольшая поленница дров, а тут как раз вечером немного похолодало после дождя. Так что костер торжественно зажгли.

А вообще-то каждый день мы все равно сжигали маленький мешочек своего мусора — несколько пакетов, обертки и конфетные фантики. Больше у нас мусора нет. А у остальных, к сожалению, есть. Сами стоянки обычно чистые, но почти на каждой есть кучка обгорелых консервных банок и стекла. Закопать их тут невозможно, слой почвы тонкий, под ним камни. Находят ямки, заваливают старыми деревьями, но складывают мусор. Ладно консервы, но вот тащить с собой стекло, которое еще и регулярно бьется — это удивительно.