На юге Лаоса великая азиатская река Меконг разливается вширь и потому возникает множество островов. Посчитать их точное количество никто не может, в зависимости от высоты воды оно меняется. Но лаосцы однажды решили, что их плюс-минус четыре тысячи (по-лаосски Си Пан Дон).
Некоторые острова достаточно велики, чтобы на них жили люди. А еще они обладают своей особой созерцательной атмосферой. Лао привычные, они умеют слушать рост риса. А вот озверевшие от суеты западные люди приезжают сюда для перезагрузки.

Условия проживания на островах весьма простые, но при этом концентрированный «островной эффект» сбивает с ног и укладывает в гамак даже человека с алмазным шилом.

При этом из гамака во время процесса перезагрузки видно примерно вот это:

Два дня мы прожили на острове Дон Дет.

Дорога из Паксе выглядит следующим образом: в 8:00 вас забирают из гестхауса и везут к автобусу, в 8:30 грузят в автобус, и примерно через три часа высаживают в деревне Бан Наксанг, за 400 метров от пристани. Дорога из Паксе на юг хорошая и ровная, автобус идет быстро.

На пристани всех сажают на хлипкие лодочки с мотором и развозят по островам, кому куда надо.

Я сразу поняла — самая красота на воде. Все берега покрыты зеленой пышной растительностью.

Так передвигаются местные жители. Опускают в воду мотор типа миксер и едут с ветерком. Никаких весел.

На остров везут дрова.

Нас высадили на северо-восточной части острова Дон Дет, мы прошли через его центр, который представляет из себя степь с сухой травой. Все постройки стоят по берегам реки. Здесь уже жарко.

У местных жителей очень креативные грядки с зеленью на импровизированных столиках из бамбуковых жердей.

Я больше нигде таких не видела. Наверное, так грядки берегут от сезонных затоплений, а сверху их иногда накрывают сеточкой, чтобы птицы не покушались.

Жить решили на «Закатном бульваре», выбрали Vixay guesthouse. 40 ккип за ночь (целых пять долларов!) Простое деревянное бунгало, удобства во дворе, зато выходишь — и вот он, Меконг, практически под нами.
Вид с балкона.

Главное — это гамак. Без гамака перезагрузка невозможна.
Каждому постояльцу полагается по гамаку на балконе.

Надо сказать, что весь первый день так и прошел. Выйти из гамака совершенно не было возможности. Тем более что фрукты мы взяли с собой из Паксе, а за спиной у меня кафе, которое содержат те же хозяева. Я опасалась, что будет шумно, но нет, никого, кроме постояльцев, кочующих из гамака на матрас: столики в кафе оборудованы, конечно же, лежачими местами, чтобы никто не перенапрягся.
Еда, кстати, тут весьма вкусная, и дешевле, чем в других местах в Лаосе. Они очень неплохо делают шашлыки на углях, но называют их по-прежнему «сотэ».

О трудностях. Трудность существовала одна: вода в кране была речная. Ну то есть такая же коричневая, как в реке. И овощи ей моют, конечно же. Правда, ее не пьют, даже местные пьют привозную воду в бутылках. Но вот в остальном приходится быть ближе к природе.
«А что, - сказал Ран философски, - ведь люди так всегда жили, только сейчас начали создавать себе стерильные условия».
Так что моя белая кофточка после стирки тоже стала ближе к природе.
В остальном цивилизация наступает: мы были готовы к отсутствию сотовой связи и электричества, но на островах уже все есть. В нашей сараюшке розетка работала круглосуточно, а в гамаке был вайфай.
Днем здесь +30, вечером просто тепло, но комаров нет. Никто не мешает.

Вечером показывали закат.

Си Пан Дон — одно из тех мест на земле, где ты вроде бы живешь в феерическом сарае, а вид с балкона у тебя на миллион, и ощущения от жизни тоже.

Только ты, закат, покачивание в гамаке в тепле и неге, и перезагрузка.

Не то, чтобы не существует другого мира: куры возятся, тарахтят проплывающие мимо лодки, но это все так естественно...

Когда стемнело и показался тоненький месяц рожками вверх, я тихо включила музыку на планшете. У меня даже наушников не было, так что я была самым шумным постояльцем. Но никто не возражал.

Так вот — в этой обстановке перед мысленным взором разверзаются просто бездны смысла, каждая песня была особой вселенной, космической драмой. Жаль, что я не пишу стихов.

На следующее утро мы взяли себя в руки и отправились исследовать окрестности на каяке. Экскурсия на целый день стоит 180 ккип, завтрак и обед включены. Вот программа, которая вполне соответствует действительности.

Каяки были такие же потрепанные, как и в Ванвьенге, но зато с целыми затычками и не такие дырявые. Группа была большая, 14 человек и три гида.

Я вспоминала старую песенку:
По Миcсисиппи плывут пироги,
В пирогах хиппи — босые ноги.

И хоть у нас не было аллигаторов, но в программе были заявлены жутко редкие пресноводные ирравадийские дельфины. Я, впрочем, была полна скепсиса — какие еще дельфины в воде такой прозрачности?

Гид в шляпе и со съестными припасами на борту.

Сперва мы сплавлялись до маленьких водопадов, которые, по сути, были большими порогами на реке. Через водопады каяки перетаскивали по суше на специальных телегах, а мы гуляли налегке.

А вот и пороги-водопады.

Возле них сооружены довольно интересные бамбуковые настилы. Очень хлипкие, ходить по ним страшновато (я пробовала :-) На них стоят и ловят рыбу.

Потом мы снова сели в байдарки и тут начались достаточно узкие протоки между островами, с течением и кустами, торчащими из воды в различных конфигурациях. Одна байдарка даже кильнулась, не справившись с управлением.

Когда протоки кончились, мы вышли на спокойное открытое пространство. Здесь уже граница Лаоса и Камбоджи и место обитания дельфинов. И мы действительно их увидели! Сфотографировать, конечно, не успели. Дельфины небольшие, меньше метра, заныривают обратно достаточно быстро, но они там реально есть.

Далее группа пересекла границу, припарковалась на камбоджийском берегу и устроила пикник и купание.

Еще через месяц это дерево окажется на суше.

На обед были арбузы, рис с овощами и вот такое барбекю.

В основном овощи, причем к овощам относится и ананас. Ну и два гордых кусочка курицы.

К нам в компанию пришел большой разноцветных геккон, сантиметров 40, наверное. Долго позировал.

Ну чем не аллигатор?

Поев и отдохнув, мы вернулись на лаосский берег, подождали неспешно транспорт и поехали к большому водопаду.

Местные дети очень классные, они совершенно самодостаточные и ни к кому не пристают. Я специально привезла детям конфеты в эту поездку. Они удивлялись и застенчиво говорили «спасибо», такие лапочки.

Водопад Khonephapheng не столько высокий, сколько очень мощный.

Шутка ли — весь Меконг падает с него.

Увы, на фотографиях этого не передать: во-первых, близко к нему не подойти. Во-вторых, зеркалку мы не брали, в каяк годится только моя водозащищенная мыльница, а у нее увеличение очень маленькое.

А дальше нас отвезли в Бан Наксанг, где мы воссоединились со своими каяками, и дружно плыли домой на остров во время заката.

После чего был еще один вечер в космическом гамаке с музыкой, рекой и тонким тропическим месяцем.

Увы, логистика перемещений устроена так, что уехать с островов можно только утром, хотя мы могли бы там спокойно жить весь следующий день до вечера. Поэтому в 11:00 утра мы отчалили в Паксе.

Вот таким для нас был Лаос в эту поездку. Дальше мы улетели в Камбоджу.
Но в Лаосе осталось еще много неисследованного. При этом надо будет планировать больше природы и меньше городов.