День 4. Джунбеси и окрестности.
Пик Нумбур (6959 м) и поселок Джунбеси.




Утром было ясно и в окне показывали вот такую красивую гору. Можно было фотографировать, не вылезая из постели:




Пик Нумбур чуть позже. Солнце уже взошло:




После завтрака мы вчетвером пошли осматривать окрестности. Мимбу взяли прогуляться, наверное, или чтобы он дорогу показывал. Обычно носильщики во время радиальных выходов отдыхают.

Ступа в Джунбеси:







В Джунбеси очень ветрено, по крайней мере, весной. Вроде бы и высота небольшая, 2680 метров, но из-за постоянного ветра мерзнут голова и руки.

Основной целью нашей прогулки было посещение большого монастыря Тубтен Чолинг, расположенного выше Джунбеси в долине одноименной реки. В 60-х годах прошлого века его основали беженцы из тибетского монастыря Ронгбук.
Рядом с Эверестом когда-то были два монастыря: Ронгбук с севера в Тибете и Тьянгбоче с юга в Непале. Торговцы, идущие через сложный шеститысячный перевал с караваном, получали в этих монастырях благословение. А впоследствии туда и альпинисты заходили, потому что без благословения лезть на гору без малого в девять километров высотой хотелось немногим.
Но Ронгбук был разрушен при китайской оккупации, а на монастырь в Тьянгбоче постоянно сыпались напасти - то землетрясение, потом пожар (а теперь туристы, но этого я еще тогда не знала).

Узнав, что многие спаслись из Ронгбука перед тем, как китайцы его разрушили, мне очень захотелось посмотреть на то, что осталось от традиции и как она прижилась. Тубтен Чолинг стоит относительно в стороне от туристических путей, что тоже было многообещающе.

Чортен по дороге:




Монахиня идет кору вокруг монастырского здания:




Здание монастыря характерно для Соло Кхумбу, но непохоже на тибетские монастыри (белые стены с черными и красными элементами) и непальские (красные или бело-красные здания). Тут просто серый камень:




Сперва мы зашли в один из небольших храмов, а после попали в основное здание.
Везде можно ходить и все можно снимать.

В одном из двориков сушится кукуруза:




Росписи на стенах:







Ну и главное сокровище храма - живая сохраненная и приумноженная традиция.




Это служба в основном здании. Монастырь большой (от 500 до 1000 человек, точное число нам не назвали), тут есть и монахи, и монахини. Помещения для жилья у них, конечно, отдельные, но вот служба общая, и общие работы по хозяйству. Это именно так, как и должно быть на самом деле, а все остальное - искажение. Так я считаю.

Основное, конечно, атмосфера внутри. Ее ничем не передашь, да я и не буду пытаться.
Это был лучший монастырь, который мы увидели за 27 дней пути. Традицию не только сохранили, ей очень талантливо здесь распорядились.

Мы немного посидели на церемонии, нам налили чаю. По непальскому вкусу здесь молочный чай готовят с сахаром, а не с солью. Единственный раз за весь трек в чае было настоящее молоко.

А потом мы спустились в кухню. Ну, думаю, сейчас погонят. И ничего подобного, дали нам рассмотреть огромный котел, медные кастрюли поменьше и ступки для чая. Нарядная и добротная кухня. Еду готовят в основном монахини, им эта работа по хозяйству привычнее.




Возвращались очень воодушевленные. Ран, который позиционирует себя как атеиста, но при этом все прекрасно чувствует, рассказал, что после посещения у него "прочистились мозги". Я ответила что-то типа "это и в узком значении в монастыре полезно, чтобы лучше практиковать, и в широком, ведь нирвана и есть самая большая прочистка мозгов". А потом представила, как он сидит в уголочке монастыря во время церемонии и увлеченно программирует свои вертолетные тренажеры, потому что состояние ясности сознания обычно использует для этого. Мы некоторое время дискутировали о правомерности такого использования волшебных свойств данного места, после чего Ран сказал:
-Ну я же не какое-нибудь офисное ядро программирую! Вон у них там ниже по склону вертолетная площадка, им же тоже будет полезно...
Это был серьезный аргумент.

Вид в соседнюю долину по дороге обратно в Джунбеси:




В безветренным местах даже бамбук растет.




А так все больше сосны и ели. А возле поселка, конечно, поля.




Монахини идут в соседнюю деревню:




Дети гуляют с теленком, как с собакой на поводке.
Обратите внимание на размеры теленка. Вот такие микроскопические в горах домашние животные.




Красиво оформленный горный "водопровод" возле нашего лоджа:




От источника или ручья на горе тянут шланг в поселок. Пока вода не высохла или не ушла, из импровизированной колонки льется вода. Стирка по-непальски обычно выглядит так: белье кладут в какую-нибудь емкость и оставляют под льющейся водой, потом можно его намылить и опять оставить. Несколько часов в проточной воде, и одежда стала чище, даже если эта вода течет с ледника и не более 5-7 градусов тепла.

После обеда мы пошли гулять в другую сторону по долине. Мы возвратились в те места, которые прошли предыдущим днем и которые захотелось рассмотреть поподробнее. Оттуда снята первая фотография.
Вокруг цвели горные примулы. Непальцы называют их просто - "весенний цветок" (vasanti phul).













На подходе к Джунбеси очень красивая дорога вдоль склона:










На другом берегу реки расположена школа. Дети построились - наверное, у них закончились занятия. Увеличение тут большое, на самом деле школа далеко.




Непальский ребенок, весьма похожий на европейского. Родители гнали в это время стадо коров, посадили девочку, чтобы под ногами не мешалась.




Ступа рядом с монастырем Серло. Вид на пик Нумбур:




В Джунбеси есть свой храм 1636 года. В прошлом веке он сгорел и лишь недавно был восстановлен. Но еще не обустроен и богослужений там не проводится и обычно он закрыт. Однако видя, что мы интересуемся, нам открыли храм. Там очень красивые деревянные статуи.
Будда Шакьямуни.




Возле нашего лоджа вечером мы устроили фотоохоту на прекрасных птиц с длинными хвостами:




Красивее всего, когда они летят и у них хвост изящно развевается. Но в полете птиц мы пока фотографировать не умеем и они не получились.
Поэтому у нас есть только непальская синяя птица счастья на отдыхе.