День 17-18. Дингбоче - Лобуче - Горакшеп

Утром, воодушевленные вчерашним успехом, мы выпили на завтрак горячего шоколада. Банку этого вещества купили еще в Намче Базаре, и первые дни он шел неплохо. Но на высоте 4500 мне пришлось жестоко поплатиться: начались боли во всем пищеварительном тракте. Идти было чем дальше, тем труднее.
Дневной переход от Дингбоче до Лобуче я почти не помню. Перед глазами была тропинка, в голове крутилась мысль "не упасть". На подъемах скорость падала критически.
Меж тем погода была ясной, а пейзажи - суровыми.

Пик Табуче.

Взгляд назад, на Кангтегу.

Внизу остался поселок Периче.

В начале пути по долине Кхумбу Кхола есть крошечный поселок Дугла, единственный ночлег между Периче и Лобуче. Кажется, лодж в Дугле всего один. Путеводитель рекомендует останавливаться там тем, кто идет снизу. Но мест может не быть и на Дуглу лучше не рассчитывать.
От Дуглы начинается единственный приличный подъем. Народа на тропе много и постоянно приходится двигаться, пропуская или обгоняя кого-нибудь.

В конце подъема, в очень красивом месте, расположено кладбище альпинистов. Вернее, каменные ступы и валуны с табличками, на которых имена людей и даты. И названия гор, где погибли люди. Здесь никто не похоронен, тела погибших остались на окрестных горах.

Когда я увидела памятники, мне уже было настолько плохо, что я совершенно без эмоций размышляла о том, как я тут прям щас умру. И что самое обидное, даже таблички мне не будет положено, потому что ни на какую гору я не забиралась.

Река в долине быстро прячется под ледник Кхумбу. Сперва он выглядит как нагромождение камней.

Гора Пумори.

Я попросила по приходу в Лобуче поселиться в первом попавшемся лодже, потому что сил чего-то искать и выбирать, мягко говоря, не было.
Первым попавшимся оказался Kalo Pathar Lodge (орфография сохранена), представлявший из себя феерический сарай. Такого я не видела ни до, ни после.

Комнаты отыгрывались фанерными отсеками из одного слоя фанеры. Соседей было не только слышно, но и видно через отверстия от сучков в фанере.
Столовая. Нет, горизонт не завален, просто уклон пола здесь градусов пять.

Мне надо было просто лечь и меня не интересовал интерьер. После поедания смекты и часа неподвижности поблекшие краски мира вернулись на свои места. В этом лодже, как ни странно, неплохо жилось: фанерный "гробик" был уютен, а вечером в столовой все постояльцы сели вокруг печки, и нам перед едой подавали горячие мокрые полотенца, свернутые в рулончик. Как в лучших домах Токио. Полотенца были очень кстати, умывальник, замерзший за ночь, днем не успевал оттаивать.
К тому же здесь мы встретили бывших соотечественников. Русских на треке мало, за четыре недели мы встретили, кажется, четыре маленькие группы. Тут нам попались переселенцы в Калифорнию, которые двигались по тому же маршруту, но быстрее нас: у них было больше здоровья и меньше времени.

Кусочек хребта, загораживающего Эверест. Кажется, это нижняя часть Нупце. Закат.

На следующий день наступила зима.

Окрестные горы скрылись под снегом и до вечера не прекращалась метель.

Нам повезло, что переход до Горакшепа от Лобуче занимает всего два часа и мы не промокли и не промерзли слишком сильно.

Не успели мы далеко отойти от Лобуче, как на дороге увидели недавно павшего яка. Не знаю, что с ним случилось, может, просто устал и замерз. Два дня спустя дорога была пуста, даже рогов и копыт не осталось. Наверное, весь пошел на стейки. В этом районе животных не убивают, в еду пускают только тех животных, которые умерли сами.

А вот и занесенный снегом Горакшеп, высота 5100. Так высоко мне раньше не приходилось ночевать.

Жилье в Горакшепе лучше, чем в Лобуче. Как ни странно. Здесь всегда много народа. Воду добывают из единственного родника неподалеку от строений. Зато уже год как на Калапаттаре построили вышку сотовой связи, и есть свое футбольное поле.

Высокогорные воробьи.

Не знаю, как на самом деле зовут эту птицу, но у нее очень воробьиные повадки.

В Горакшепе мы поселились в симпатичном и новом Buddha Lodge. Тут было людно, в основном останавливались группы, кормежка была быстрой и качественной. Плюс многолюдного заведения состоит в том, что еду не надо заказывать заранее: минут за 20 ее приготовят из сваренных ранее ингредиентов. Мы выбрали комнату на верхнем этаже. Там была хорошая звукоизоляция, но промерзает верхний этаж капитально. На коврике не таял снег, принесенный на ботинках, устойчивый минус был нам обеспечен.
Забегая вперед: мы провели в этом лодже две ночи. На второй день нас попросили переселиться пониже, поскольку комната была забронирована. Так вот: внизу теплее, каменные стены на такой высоте лучше держат тепло.

Люди, у которых не было лишнего дня, уходили в метель, добирались до Базового лагеря Эвереста и, измученные и замерзшие, возвращались назад. С твердым убеждением, что смотреть там нечего. У нас время было и мы решили ждать. Высокая ночевка пугала, а первый пропавший день означал, что ночевки в Горакшепе будет минимум две. Но мы приняли верное решение и впоследствии не пожалели об этом. Весь день провели у печки, иногда выбираясь на крыльцо подышать: на такой высоте приходится выбирать между теплом и кислородом. На улице кислорода 50 процентов от нормы, в помещении еще меньше.

Вечером небо внезапно расчистилось. Если бы мы забрались немного вверх по склону, то увидели бы Эверест на закате. Но тучи разошлись внезапно. Поэтому у нас есть только закатная Нупце.

Я вышла снимать гору, пошатываясь от слабости. Руки мгновенно замерзали на ветру. Было красиво, но эта красота явно за пределами моих возможностей.

Вот сейчас я стою за пределами своих возможностей, живя на таблетках. И это не делает меня ни чуточки сильнее. Все наврали равнинные философы.

Столовые в лоджах часто украшают флагами экспедиций или разрисованными футболками бывших постояльцев. Мне в Горакшепе запомнилась футболка "No guide. No porter. No drama."
Умеют же люди обходится без драмы!

Техническая информация

В Лобуче и в Горакшепе народу много. Сколько людей тут скапливается в высокий сезон, страшно представить. Цены, как и в Чукунге, самые высокие на треке.
Воды для умывания нет, она замерзла. Можно купить мисочку теплой воды для умывания за сто рупий. Мы ходили за водой сами и сами ее грели, сочувствую людям без горелки.

Лодж в Лобуче по имени Kalo Pathar страшен на вид, но цены тут ниже, чем в остальных лоджах поселка на 50-100 рупий за каждое блюдо.

Buddha Lodge в Горакшепе новый и красивый, еду готовят быстро.
Обычно лодж заполнен весь.