Москва–Горепани

В этой части будет больше букв, чем фотографий, и много технических подробностей.

Мы летели объединенным рейсом Emirates + Fly Dubai с пересадкой в Дубаи. Это самый дешевый вариант перелета Москва–Катманду, который нам вообще когда-либо попадался (500$ туда-обратно, покупали за три месяца). Если раньше удавалось найти варианты за 800–900$, это считалось большой удачей.

Перелет в Непал прошел неровно. На рейсе Москва–Дубаи нас, обладателей карты Emirates Skywards, внезапно посадили в бизнес-класс. Точнее, положили на второй этаж Аэробуса-380. Там были раскладные кровати с перинами, а также вкусная, но долго готовящаяся еда. То ли это случилось из-за овербукинга, то ли это такой аттракцион неслыханной щедрости. Так бы летала и летала бизнес-классом. Очень просторно :-)

Потом была 6-часовая пересадка с переездом в другой терминал. Я обычно шучу, что терминал Emirates — это немного арабов в чистых ночнушках, а терминал Fly Dubai — это терминал со множеством арабов в грязных ночнушках. Публика и впрямь очень разная: есть люди, впервые в жизни увидевшие эскалатор и испытывающие по этому поводу глубокий хтонический ужас :-)

Нам вовремя подогнали наш Боинг-737 и он полетел в Катманду. Но сесть там не смог. Покружив над долиной некоторое время, в сгущающейся тьме самолет полетел куда-то и через час сел... в Лакнау! Сперва мы даже не поняли, что вообще происходит. Оказалось, что в долине Катманду был сильный дождь и туман, а другого аэропорта, способного принять большой Боинг, в Непале просто нет! В Лакнау мы часок посидели в самолете, пытаясь осмыслить ту простую истину, что из транзитной зоны аэропорта нас без визы не выпустят, если что! Однако самолет все-таки осилил подняться и сесть в Катманду, на сей раз успешно.

Получилось три часа задержки и доехали до Боуды мы в одиннадцать вечера. По местным меркам — глубокой ночью.

Хорошо, что мы не пускаемся в столь дальнюю дорогу без порции испеченных в Москве сырников. Ведь никакие кафе и магазины в такое время в Непале уже не работают. И рупии на первый день мы заботливо привезли с собой, сохранив их с прошлой поездки. Ночью их особо негде менять.

Из аэропорта в Боуданатх припейд-такси стоит 800 рупий, мы вышли к машинам и договорились за 500, потому что грабеж ведь. Поселились в уже знакомом нам Comfort GH, сейчас комната там стоит 1800 рупий (18$).

Цены на жилье за четыре года в Непале выросли в полтора раза, как в городах, так и в горах. На еду в целом тоже цены поднялись. Хорошо поесть в кафе на двоих стоит около 1000 рупий.

Вот только цена пермитов не изменилась. На следующий день мы ездили оформлять их на Тамель. Пермит ACAP — 2000 рупий, треккерское удостоверение TIMS — тоже 2000, однако теперь его можно оформить лишь на один район. Если мы хотим за одну поездку посетить район Аннапурны и Лангтанг, нужно дважды покупать TIMS! Посмотрев на этот прискорбный факт, на дождливую погоду за окном и на цену входа в район Лангтанга (3000 рупий), было решено брать пропуска только в район Аннапурны. И как оказалось, это было правильным решением. Потому что на Лангтанг у нас была припасена неделя и почти вся она ушла на пережидание дождливых дней в Покхаре и на маршруте. В Лангтанг в этот раз мы так и не доехали.

Деньги менять надо было в Катманду возле Боуды: слева от главного входа в обменнике был самый выгодный курс (103 рупии за доллар). На Тамеле и в Покхаре курс хуже. Мы как-то не сообразили и поменяли все на Тамеле по курсу 102.5.

До Покхары мы решили ехать автобусом Гринлайн. Билет у них стоит 25$, но если брать туда-обратно (обратно можно взять билет с открытой датой), то делают скидку в 15 процентов.

Покупка газовых баллонов. Большие 450-граммовые баллоны мы не нашли. Купили маленькие 250-граммовые, по 700 рупий, взяли 4 штуки. Оказалось, что это очень экономный вариант, 1 баллон по результатам похода кипятил от 18 до 20 литров воды. Тогда как в старых наших записях баллон в 450 г кипятил всего 25 литров. Есть подозрение, что сейчас нам достались фирменные баллоны, а тогда паленые.

После мы вернулись к себе на Боуду, купили 132 маленькие свечи и после ужина пошли зажигать их вокруг ступы. Вообще-то есть специальные места для масляных светильников, но гораздо интереснее создать круг живого света. После очередной реставрации специальные ниши в стене неудачно зашпатлевали, теперь приходится ставить свечи на землю. 132 приседания, не полных, но нога была не очень довольна. То ли еще будет!

Поутру 30-го марта мы выехали в Покхару. Вообще-то раньше туристический автобус преодолевал расстояние в 200 км за 6–7 часов. Но то было до землетрясения. Сейчас дома восстановили, а дорогу — нет, поэтому на подъездах к столице в любое время пробки, особенно беспощадные утром и вечером. И разбитый асфальт. Поэтому мы ехали 9 часов (считая перерыв на обед, включенный в стоимость). Боюсь представить, сколько едет дешевый локал бас, останавливающийся у каждого столба.

В Покхаре мы останавливаемся обычно в дальней части Lake side. Раньше мы жили в отеле Supriya, однако теперь он работает только формально: хозяев часто нет и комнаты вроде как забронированы, но на самом деле стоят пустые. Очень интригует, почему так. Поселились в соседнем отеле в Memul Inn, сторговавшись за 700 рупий. Там хозяева тоже работать не спешат и целый день отсутствуют, мы у них были единственными постояльцами.

Погода все это время нас не радовала — шли дожди, видимость была плохой. Сухой сезон был каким-то очень мокрым. Мы решили не начинать трек, пока не пройдет дождевой фронт, поэтому провели в Покхаре лишних два дня.

В первый из этих дней мы дождались прекращения дождя в полдень и отправились тестировать мою ногу: переплыв озеро на лодке, поднялись к ступе Мира. 300 метров вверх и столько же вниз. Полет нормальный, но, конечно, с палками. При спуске я на них прямо-таки висела. Фотографий почти не делали, видимости не было.

На второй день мы полезли подальше и покруче, взобравшись на 400 метров под Сарангкот.

По дороге встретили диковинных существ. Сперва решили, что это цветы.

Подошли поближе, а цветы вспорхнули. Это насекомые, отлично притворившиеся цветами.

Утром в тот день было солнечно, а потом затянуло. За горой мы увидели страшную тучу нереально черного цвета. Успели резво спуститься к дороге и спрятаться в магазин. Черный цвет ей обеспечивал не только внушительный заряд воды, но и град величиной с пятирублевку. И дальше каждый день в течение недели по вечерам шел град — иногда крупный, иногда не очень. Не очень понятно, как посевы выдерживают такое.

Электричество после такого дождя в Покхаре предсказуемо отключают. Удивительно, но в Катманду оно есть круглые сутки, а в провинции — как повезет. Раньше было все наоборот :-)

О кафешках в Lake side. Нашу любимую «Зину» снесли, почти везде теперь берут 10 процентов за обслуживание, и много где накидывают еще 13 процентов VAT. То есть плюс четверть цены к меню. В основном мы ели в Sweet memories. Они никогда не пустуют, а это правильный признак.

Итак, прилетев в Катманду вечером 28 марта, на трек мы смогли выйти лишь 2-го апреля. Взяли такси из Покхары до Биретханти, дорога и тут сильно разбита, ехали час сорок. Зато были видны горы.

Из Биретханти до Уллери шли пять часов плюс 45 минут обед. По-хорошему, теперь надо на джипе ехать еще и отрезок Биретханти-Хилле: трек идет по джиповой дороге, там нет абсолютно ничего интересного, тени тоже нет, зато есть толпы организованных групп.

От Хилле до Уллери у нас происходит веселый подъем в три с лишним тысячи каменных ступеней.

Симпатичный лодж у реки, дальше только вверх.

Я вверх шла нормально, а вот Ран в первый день отставал. Рюкзак у него был около 20 кг, а мой — 15. Это потом Ран долго будет ждать меня на спусках, вверх же мне идти ничто не мешало.

В Уллери уже который раз останавливаемся в Mira GH. Очень феншуйное место, деревянные комнатки, горки в окошке. Впервые горячая вода была реально горячая, а не печальный solar shower, который в отсутствие солнца не нагревается нормально. Комнату нам уступили за 300 рупий (а вообще они тут по 500 рупий).

3 апреля из Уллери мы дошли за 5 часов до Горепани. Зная, что быстротой мы похвастаться и впредь не сможем, стали входить в обычный ритм — подъем в 6:00, завтрак в 6:30, выход в 7:30. И чтобы не позже.

Вид на деревню сверху.

Из-за моей операции никто из нас не тренировался как следует, поэтому воздуха на подъеме поначалу не хватало. И надо было по часам останавливаться пить и отдыхать: офигевший организм своевременно не сигнализировал ни о чем, зато после перехода хотел лечь и больше не двигаться. Раньше у нас и рюкзаки были легче, и физуха лучше, ничего удивительного. Но за несколько дней мы привыкли.

Хочулия Магнолия.

Лес рододендронов.

В окрестностях Горепани мы поняли, что цветов в этом году очень мало — ежедневный град их побил.

Приходилось искать наши любимые лалигурасы.

Наш Super View lodge оказался полностью перестроенным: раньше это была простенькая фанерная конструкция, а теперь пафосное каменное здание с тонированными окнами. Скажем прямо — феншуй он от этого потерял, да и каменные комнаты стали довольно холодными. Печка в столовой при этом топилась исправно, горячая вода была, зато довольно часто не было электричества.

Неприятным сюрпризом было отсутствие роуминга. В этом районе российские симки всегда работали исправно, а теперь нет: есть вышка, но подключиться не удается. Так что надо было покупать местную симку. При этом в лодже был интернет.

А еще нас поразили огромные толпы туристов. Такого в местных горах мы еще не видели. На основных треках — круг Аннапурны и ABC — лоджи переполнены, и это, заметим, весна. Не хочу даже думать, что тут теперь творится в высокий сезон осенью. Мы очень порадовались, что идем альтернативные маршруты, и решили, что вместо Пунхилла рассвет пойдем встречать на Деорали.

Картина вырисовывалась не очень радостная, но это лишь до первого рассвета в горах. Ведь вся эта человеческая возня становится ничтожной, и недельное ожидание и все усилия — оправданными, когда видишь вот это.