Город Трабзон и горный монастырь Сумела

Из Анталии к Черному морю не очень-то удобно добираться. Либо автобус, который идет почти сутки, либо на двух самолетах. Прямых рейсов нет, надо делать пересадку в Стамбуле или в Анкаре. Мы выбрали самолеты, летели без багажа, чтобы можно было стыковку сделать поменьше, все равно от двери до отеля в Трабзоне получилось 9 часов пути. По цене получается 100 евро на человека в один конец. В аэропорту Трабзона взяли в аренду машину, без нее на северном побережье самостоятельному путешественнику делать нечего. Во все интересные места можно попасть либо на своей машине, либо с экскурсионной группой.

Отель наш в Трабзоне рекомендовать не могу: он стратегически был расположен в центре, но своих денег не стоил и номер был прокуренный.

Вечером у нас осталось немного времени и мы прогулялись по городу. Трабзон нельзя назвать красивым, у него нет исторического центра и старых улиц, есть только отдельные интересные здания.

Здесь есть стены старой крепости и ров под ними, в котором сейчас разбит городской парк.

Со всех сторон возле стен построены вполне современные дома.

Хотя вот этот ряд домиков весьма колоритный.

В нижнем парке цвело какое-то дерево с кудрявыми цветами.

Надо сказать, что летом в Турции цветов мало, разве что бугенвиллиям жара не страшна, да остаткам олеандров. Все цветет тут весной и осенью. Разница температур между севером и югом ощущается, но что 30, что 37 — все равно жарковато. Прохладнее на севере будет лишь в горах, а Трабзон расположен у моря.

Снова перестроенная из христианского храма мечеть.

Прошли мимо стены с картинками.

Вот это монастырь Сумела, куда мы поедем утром следующего дня.

Только такой ракурс ни с одной смотровой не увидеть, рекламные плакаты снимают с дронов, а потом по ним картинки пишут :-)

Утром следующего дня мы постарались уехать из Трабзона пораньше, насколько вообще пораньше можно вытрясти отельный завтрак в этих краях. Монастырь смотрит на восток, свет там утренний, к тому же к полудню обычно появляются тучи.

Примерно за 2 км от монастыря находится касса. Въезд и посещение монастыря в августе 2023 стоило 400 лир, но мы были с музейной картой, поэтому проехали бесплатно. Если поставить машину до основной автостоянки вдоль дороги, то можно сэкономить деньги на парковку 60 лир. Мы все-таки поставили машину на стоянку. Дальше не любителей ходить пешком везут на маршрутках за 30 лир, а любители прогулок идут сами.

Сперва пешая тропа идет по деревянным настилам.

Первый взгляд на Сумелу. Целиком монастырь называется Панагия Сумела, по-турецки Сюмела.

Далее путь раздваивается. Можно идти вдоль автодороги, так мы возвращались.

А еще есть лестница по склону, которая формально почему-то закрыта. Мы по ней поднимались. Внизу путь просто перегорожен доской, запрещающих надписей никаких. А сверху прямо-таки решетка с калиткой, закрытой на замок. Я только стала примериваться перелезть, как пришел местный служитель, и открыл нам дверь ключом. А потом снова закрыл, так что обратно мы уже лезть не стали.

По монастырю можно походить, в воскресенье тут многолюдно, но посетители только турки, иностранцев практически нет. То, что видно снаружи — это поздние стены-кельи постройки 15 века.

А внутри находится старая пещерная часть монастыря 4-5 веков, конечно, отреставрированная изрядно.

Тут местами даже фрески сохранились.

И даже не все лица со фресок посбивали.

В росписях явно прослеживается два стиля.

Традиционный византийский:

И более наивный стиль. Не знаю, как сказать, пусть знатоки истории искусства скажут точнее. Вот такой:

Фотографировать везде можно свободно, просят только вспышку не включать.

Вот тут видно, что посетители в довольно традиционных одеждах.

Север вообще такой, женщины в длинных платьях и в платках, никаких купальников на пляже. То есть я-то купалась в море в купальнике и мне ничего за это не было, но остальные женщины были в одеждах подлиннее.

Виды на монастырь с автодороги.

Интересно, что во время Османской империи монастырь не притесняли и монахи жили там спокойно, построили вот эти стены-кельи. Монастырь процветал вплоть до 19 века. Ну а 100 лет назад произошел греко-турецкий обмен населением и монахи были вынуждены уехать. Все реликвии и чудотворные иконы вместе с монахами уехали в Грецию. В 21 веке Сумела долго реставрировалась, монастырь всего пару лет как открыли. Вроде как сейчас раз в год договорились проводить тут христианское богослужение, но в целом Сумела стала музеем.

А вообще вокруг очень красивое ущелье с елями и водопадами.

Мы не спеша спускались по дороге и искали ракурсы съемки. Конечно, ни с какой экскурсией это сделать не удастся.

Сфотографировать монастырь можно только сбоку. Напротив него – другой горный склон и дороги там нет.

На обратном пути, отъехав 11 км от Сумелы, мы остановились на обед в кафе Акпынар.

На мой взгляд, в Анталии лучше кормят. Но нас интересовало одно конкретное местное блюдо. Что-то типа турецкого фондю. Называется мыхлама или мухлама, а еще куймак.

Вот нам показывают, что их мыхлама правильная и годная, тянется нужным образом.

Состоит она из местного сыра, сваренного с кукурузной кашей. В целом вкусно, но черногорский качамак мне кажется повкуснее за счет сыра с душком, а турецкий вариант попроще вкусом. Едят это все с хлебом, очень нажористо, но традиционная пища горцев и не может быть другой.

Дальше мы хотели заехать в особняк Ататюрка, но он был закрыт на ремонт.

Зато попали на смотровую в Бозтепе, там на склоне сделаны прогулочные настилы и чайные кафешки.

В этот же вечер по дороге в Ризе в районе Чавушлу выбрались на пляж. Надо же было в Черном море искупаться. Море теплое, мутное, очень слабосоленое после Средиземного.

По дороге наблюдали, как местные жители раскладывают везде на просушку фундук. Тут вся провинция в этих плантациях фундука и как раз собрали урожай. Мы подошли к одной такой группе, хотели купить, но нам не продали. Почему-то не могли деньги взять. Зато просто так насыпали в пакет свежих орехов, бесплатно.