О дороге в Камбоджу и о том, какие прекрасные люди кхмеры.
От Бангкока до границы с Камбоджей 250 километров, до храмов Ангкора - 400. А это значит, что в Камбоджу я поехала по земле. Благо и года не прошло, как от границы успели положить на дорогу асфальт. Поскольку все путеводители хором твердили, что нельзя связываться с автобусами Бангкок-Сием Риеп, идущими из туристического центра, я поехала на общественном транспорте. В общей сложности переезд занял девять с половиной часов. Сюда было включено такси до автовокзала Мочхит, хороший тайский автобус Бангкок - Аранья-Пратхет, маршрутка до границы и еще одно рейсовое такси Пойпет-Сием-Риеп. В сумме около 700 рублей получилось.
Переход границы, как я понимаю, это всегда муторное и противное занятие, даже если граница не китайская. Потому что сперва ты стоишь в одной очереди на выпуск, потом вяло идешь по жаре в приграничной зоне, а потом стоишь еще в бОльшей очереди на впуск. По дороге происходит смена сторон движения - в Тайланде оно правостороннее, а в Камбодже левостороннее, что порождает конкретную путаницу.
Я делала камбоджийскую визу заранее. Посольство Камбоджи в Москве - это чудесное место, где ты проводишь пять минут при подаче визы и пять минут при ее получении. Другие посольства должны равняться, я считаю. На границе визу тоже делать можно, но все не рекомендуют, потому что это потеря времени, а иногда и нервов. А я люблю приезжать на новое место засветло.
Странные люди писали в путеводителях, что пограничный город Пойпет - место опасное и неприятное. И что Камбоджа - жесткая страна наподобие Индии. Видимо, они не были в Индии и не знают, что такое на самом деле жесткая страна. Ничего опасного я не заметила, кроме того, что транспортные сферы влияния четко поделены. А щелкать клювом вообще вредно, где бы ты ни был.
Забавная история произошла на автостанции Пойпета. Я думала, на чем бы поехать: автобус шел через полтора часа, такси загружается четырьмя пассажирами и их еще надо собрать. Рядом со мною кхмерский таксист увлеченно торговался с клиентами - тремя кореянками и светловолосым немцем, который явно был у них фюрером. Меня пытался окучивать другой таксист, но энтузиазма в моем лице не нашел. Я подошла к ребятам и спросила, нельзя ли как-нибудь сообразить на пятерых, хотя понимала, что нельзя. Кхмеры провели типологическое исследование внешности и спросили - может мы с немцем муж и жена, раз у обоих такие светлые волосы? Мы посмеялись, немец выторговал у таксиста скидку, а потом сказал: "А я не поеду, я всегда успею. Вместо меня поедет девушка". Таксисты хором сказали "вау!", я еле успела сказать "спасибо" и меня запихнули в машину. Вот так он неожиданно побыл фюрером и для меня. Надо сказать, что с немцем и кореянками мы потом не раз встречались в Сием Риепе.
Остановилась я в отельчике Garden Village, по рекомендации. Когда меня туда привезли, я сперва оказалась в недоумении - вроде 300 метров должно быть по карте до центра города, а вокруг сплошная village, чем-то напомнившая мне крымское село Береговое: куры бродят, огород колосится, асфальт положить на дороге забыли. Но отельчик оказался очень хорошим, там вкусно кормили. Для доставки еды из кухни на второй этаж ресторана был специальный "лифт": корзинка на тросе, подключенная к диковинного вида динамо-машине. Корзинка торжественно ехала через весь двор на радость окружающим.
Ценообразование было следующим:
-Двухместный номер у нас стоит 6 долларов.
-А горячая вода есть?
-Если включить бойлер, то 7 долларов.
-А кондиционер есть?
-Если кондиционер включить, то это 10 долларов.
-Давайте пульт и включайте ваш бойлер.
Оказалось, что этот Garden Village упоминается во всех путеводителях, и еще почему-то не успел испортиться. Обычно лонли-плэнетовские протеже из-за популярности портятся с большой скоростью.
Большинство туристов приезжают в храмы Ангкора группой, с гидом. Они смотрят на страну через стекло машины или автобуса и подобны рыбкам в аквариуме - 80 процентов ощущений через аквариумное стекло не проникает, присутствие группы не дает почувствовать место. Я решила, что в моем случае никаких стекол не будет, и туристический табор я тоже не люблю. В первый день я все-таки нашла водителя с мотоциклом, потому что предстоял бросок более чем на 70 километров, а следующие два дня я ездила по храмам на велосипеде. Я приезжала на рассвете в понравившееся место, когда там не было туристов, и сама общалась с местными жителями.
О кхмерах.
Основная национальная кхмерская черта - это доброта. Это люди, которые улыбаются тебе искренне и бескорыстно, просто потому, что ты идешь или едешь мимо них. Тот, кто назвал Тайланд Страной улыбок, ошибся, потому что Страна настоящих улыбок чуть восточнее. На второй день пребывания в Камбодже до меня дошло, что здесь можно смотреть людям в глаза - ты не увидишь злобно-озабоченного выражения, как в России, к тебе не станут приставать, поймав твой взгляд, как в Индии. Тебе от души улыбнутся. И постепенно ты начинаешь улыбаться в ответ и расцветаешь, как цветок. Посему я считаю, что на ликах храма Байон изображен национальный кхмерский характер. Тем, кто не верит в доброту мира, имеет смысл съездить в Камбоджу в психотерапевтических целях.
Кхмеры очень неплохо знают английский, потому что им интересно общаться. Если вдруг ты заговорил с кем-то, кто не может тебе ответить, он тут же позовет на помощь более образованного сородича и твой вопрос в любом случае будет решен.
Вот интересно, что национальный характер никак не соотносится с историей народа. Иначе мы со своей агрессивностью беспрерывно бы воевали, а у кхмеров никогда не случился бы красный террор, истребивший полстраны. Террор у них продолжался относительно недолго, не успело смениться одно поколение, но бОльшая часть монашества и интеллигенции погибло. Тем не менее мне кажется, что их религиозная традиция не потеряна, и люди точно не успели испортиться.
Три дня в стране - очень мало для выводов, но я обязательно вернусь в Камбоджу. Пока что первое место в моем личном хитпараде наций принадлежит свободным тибетцам и кхмерам - таким непохожим и таким замечательным.
Терпение, в следующем выпуске будут слайды :-)