Рафтинг на реке Бальса
В первый день нас ждал рафтинг на реке Бальса. Сперва была идея рафтинга на реке Пакуаре, которая очень крутая, очень известная во всем мире, но 4-5 категории сложности. Наши организаторы, пораскинув мозгами, со временем мудро заменили реку на кое-что попроще. Бальса всего-то второй категории, что для неопытного народа более чем достаточно. Адреналин все равно выделится и будет смыт бурными водами.
Мы морально готовы, храбримся.
Тиночка начиталась ужасов про Пакуаре и сперва не хотела идти на рафтинг, но мы уговорили: сказали, что река-то семейная, тут никто особо и не переворачивается... наверное...
Я второй раз на рафтинге и знаю: одна из основных проблем — толкучка рафтов.
Почему-то их всегда вокруг очень много и они друг друг мешают. Распределить группы по времени рафтовые компании в принципе неспособны. Не важно, какая это часть света, в прошлый раз был Тай.
Всего нас на рафте было шестеро, включая местного капитана. Капитан перед выходом научил нас четырем командам: грести вперед, грести назад, не грести и ховаться в бульбу.
Мы гребем:
Река бурная, есть где побояться, камней много.
Снова гребем. Выражения на лицах типично русские, жизнь-то борьба.
А это была дана команда ховаться в бульбу.
Потому что сейчас всё будет.
Один из двух моментов, где рафт чуть не перевернулся. Воды набрали полную лодку, Ран чуть не вывалился. Но не вывалился.
Довольно приличный маршрут был, сперва посложнее, потом попроще. Или это мы привыкли.
Даже улыбаться начали, не все, конечно.
Посредине пути группу высадили на берег и накормили фруктами. Ананасы, арбузы, словно бы и не уезжали из родной Юго-Восточной Азии.
Сфотографировались, как могли.
В конце маршрута всем выдали полотенца и отвели в простенький душ — помыться и переодеться. Это они молодцы.
Еще нас фотографировали, поэтому у меня есть возможность показать вам, как это было.
После рафтинга всех повезли обедать в небольшой фермерский ресторанчик.
Там было сытно и просто — тушеная курица, рис с черными бобами, салат, лепешка, а справа юка (yuca dulce). Оказывается, это не токсичная разновидность маниоки, которой питаются в Африке, Азии и на островах Океании. Поскольку она не токсична, ее просто можно сварить и съесть (а обычную надо долго вымачивать и добывать крахмал).
Статуя в ресторанчике как бы рассказывает нам о пищевых предпочтениях местных жителей. Да, игуаны у индейцев были что-то вроде кур.
Еще на ферме гонят самогон из сахарного тростника.
Собрали всех и показали, как давят сок.
Напоили соком, ну это мы знаем. Потом принесли самогонку. Я ее понюхала и громко воскликнула: „Да это же «Массандра!»“ Народ понюхал и согласился, по запаху ну просто один в один крепленые десертные массандровские вина, а вот по вкусу обычная водка.
Вокруг ресторанчика сад, буйство зелени, цветочки всякие. В Коста-Рике так положено.
Немного технической информации о поездке в целом
Как мы добирались в Коста-Рику, на Карибы и обратно.
Туда летели KLM из Москвы через Амстердам. Из Москвы до Амстердама 3 с небольшим часа, зато пересадка заняла 18 часов. У голландцев никаких отелей при трансфере не полагается, это вам не Китай. Поэтому сняли на троих номер в Ibis Budget за 80 евро, спартанская европейская клетушка со всем необходимым возле аэропорта. Амстердам оправдал мои стереотипы на 146 процентов — все серое, унылое и постоянный дождь, гулять в город желания даже не возникло...
Второй рейс Амстердам–Сан-Хосе: в полете 11.5 часа, кормят нормально, в самолете тихо, поскольку детей в такие рейсы не возят. В целом KLM произвел приятное впечатление: у них новые самолеты, довольно большое расстояние между креслами и все культурно.
Обратный рейс с острова Сен-Мартен был Air France через Париж, от этой компании осталось отвратительное впечатление: древний авиапарк с пепельницами в подлокотниках (трансатлантика, дааа!), один туалет на 150 человек (это уже Париж-Москва, дома в туалет сходите), неспособность быстро обработать никакую информацию, начиная с регистрации.
Всего у нас было шесть перелетов, еще два перелета Сан-Хосе–Панама, Панама–Сен-Мартен были от панамской авиакомпании Copa airlines. У них все сложно с сайтом, отменили первый рейс (заранее, правда), долго не могли перерегистрировать на другой. На месте мы с Раном вообще улетели ближайшим (предыдущим!) рейсом из-за овербукинга, но всё кончилось хорошо.
Сложив три раза по два, мы сочли, что сдаваемый багаж во все эти дикие места брать опасно, ибо потеряют. И «втиснулись в предложенные рамки», а рамки-то были 10 кг на человека, в целом немало. Правильно сделали, как выяснилось в итоге: в группе-таки потеряли один чемодан, нашли его лишь через две недели при отлете на родину.
В этот раз мы ездили с группой, с организованным туром, что для нас крайне редкий случай. Минусы нам были заранее известны: группа в 20+ человек довольно неспешна, даже когда она организована. Сами мы успевали бы несколько больше, и чаще ходили бы ногами. Но это было понятно заранее, плюсы по ходу все равно перевесили. Из приземленного: жилье было классом повыше, чем то, которое мы обычно выбираем себе сами. Правда, оценить его по достоинству часто не хватало ни сил, ни времени :-)
Я пыталась готовиться и читать форум Винского, общее представление о Коста-Рике мне это дало. Зато полезных подробностей по нашим перемещениям я рассказать почти не могу. А вообще в Коста-Рику едут посмотреть на природу и зверюшек, это нам вполне удалось.
Деньги по прилету надо менять, но совсем немного, чтобы купить фрукты: мы обошлись 100$ на троих, которые довольно невыгодно, зато сразу поменяли в аэропорту на колоны (52500 колон). Остальное оплачивается картой или долларами США.
О фруктах. Они в стране есть. Мы покупали местные манго, соусэп (он тут называется гуанабана), кокосы и гранадилью (что-то типа сладкой маракуйи, обычная кислая тоже была). Цены примерно 1000 колонов за кило в супермаркете. А вдоль дорог можно и по 400–500 купить, если вы со своим транспортом и можете остановиться где хотите.
В розетках Коста-Рики 120 вольт, поэтому желающие попить чая ждут час, пока вскипит литр воды. Выходом может стать покупка местного кипятильника, но мы пять дней решили потерпеть.
Разница с Москвой 9 часов, джетлаг настолько жестокий, что мелатонин не спасает. Народ все дни вставал то в три, то в пять утра и ничего не мог с этим поделать.