Пекин
Теоретически мы были в Пекине три дня. Реально мы не посмотрели ни одной помпезной достопримечательности, так чтобы в нее попасть: в Запретном городе не были, до площади Тяньаньмень не добрались, в Храм Неба не успели. Зато мы были на чайном рынке, слушали самодеятельные оркестры, смотрели на танцующих китайцев, любовались древовидными пионами, ели разные виды манго и пекинскую утку. Впечатления остались очень приятные, обмен как минимум равноценный.В первый день мы еще надеялись посмотреть город. Но поезд пришел в 10:30, час — доехать до хостела, час — на заселение и обед, и еще час мы приводили в порядок себя и вещи. В результате прошло полдня, да еще по дороге к ближайшему метро нам попался фруктовый рынок и пришлось возвращаться с покупками.
Это шесть разных видов манго.
За поездку очень нам надоели каши в банках и лапша, хотелось фруктов и свежей еды. Фрукты в Пекине недешевые, зато вкусные. В Москве вот ни за какие деньги не купить настоящих сладких манго, а сюда их еще довозят. Седьмой сорт был из Австралии, огромные желто-красные гиганты. И мушмула тут примерно в 2–3 раза крупнее, чем та, что приезжает в Москву.
Поняв, что в большие музеи мы уже не успеем, пошли гулять по городу.
Это Барабанная башня.
В ней барабанщики барабанят в во-о-от такие барабаны:
А это вид из парка на Барабанную и Колокольную башни.
В первом парке не было ничего особенного, пруды, немного цветов, холм с тибетской ступой.
Чтобы подойти к ступе, надо еще каких-то денег заплатить, только китайцы могли до такого додуматься. При том, что парки сами по себе платные, правда, вход стоит недорого (10–15 юаней).
Смешные вязаные цветочки, в двух местах такие продавали.
Говорят, они все родом из компьютерной игрушки.
А вот следующий парк (тот, где панорамный холм и вид на Гугун) поразил меня своими натуральными цветниками.
В конце апреля в Пекине как раз цветут древовидные пионы, и нам повезло увидеть это роскошное зрелище.
Кусты пионов большие, некоторые высотой в человеческий рост. И они действительно древовидные, стебли не травянистые, а покрыты корой.
Цветы огромные и очень разнообразных расцветок. Например, ярко-желтых пионов я раньше не видела, у нас они в лучшем случае кремовые.
Жаль только, что не было солнца.
Этот пион в реальности почти фиолетовый.
Ну а потом мы залезли на холм и посмотрели на Запретный город, куда в этот раз не попали.
Смог — характерное явление для Пекина, прозрачный воздух здесь редкость, бывает в основном после хорошего дождя.
Возвращаясь из центра, видели такой пепелац. Что-то типа скутера.
Вечером мы отправились есть утку в отрекомендованный ресторан Dadong.
Ресторан огромный и очень пафосный, мы столик не бронировали и пришлось даже полчаса подождать своей очереди. Люди туда приходят чуть ли не в вечерних туалетах, а мы по-простому, в футболках.
Пекинская утка — это, во-первых, пищевой цирк. Пришла целая команда — повар разделывал тушку на глазах у изумленных заказчиков, а помощница объясняла, как ее правильно есть с блинчиками и соусом. Во-вторых, не так там этой утки и много, в основном грудка и немного ножек. Двоим сложно объесться такой порцией.
В-третьих, правильная пекинская утка стоит денег, в среднем 220–250 юаней за утку.
Утка вкусная и душистая, хотя жирная. И поэтому хочется закусить ее вареной картошкой, а не блинчиками.
Помимо заказанного, нам принесли много добавок от заведения — бульон, засахаренные хоу (местный боярышник) и дымящиеся в искусственном тумане овощефрукты неизвестного происхождения. Может, это был водяной каштан. Шоу в любом случае заслуживает своих денег, в Москве за такие деньги никто шоу не устроит.
На следующий день мы ездили на Стену, а в оставшееся время пошли посмотреть на Храм Неба.
Внутрь мы не попали, потому что опять было поздно. Юля нас потом утешила, что внутрь храма все равно не пускают, можно только через окна и двери посмотреть.
Рогатые дракончики.
Зато в очередном соседнем парке было много площадок с активностями.
Где-то танцевали. Вот очень приятно смотреть, как любой желающий может присоединиться. Не обязательно хорошо уметь танцевать и никто не стесняется.
Где-то играли на музыкальных инструментах небольшие ансамбли, иногда с песенным сопровождением. Исключительно для собственного удовольствия и бескорыстно.
А еще была большая площадка для разминки и зарядки, с тренажерами. Мы мимо не прошли, тоже сделали растяжку. Как не поучаствовать в таком полезном деле! Ведь именно благодаря регулярной растяжке у китайцев и в пожилом возрасте сохраняется хорошая подвижность суставов.
Еда в Пекине вкусная. Мы нашли небольшой ресторанчик рядом с хостелом, где были картинки в меню, большие порции и демократичные цены. Везде бы в Китае так кормили!
А еще Ран неспешно, но уверенно переводил меню, пользуясь специальным приложением для телефона. То есть к концу поездки мы уже бы не умерли с голоду, как это было в начале.
Это пельмени из яичного теста. То есть в качестве теста у них действительно тоненький омлет. Не представляю, как это сделать.
Последний день мы провели на Мальяндао, это огромный чайный рынок на юго-западе Пекина. Не совсем рынок в нашем понимании: он состоит из несколько кварталов, где на первых этажах расположены бесконечные чайные магазинчики — чай всех сортов, чайная посуда, аксессуары, чайная мебель... это зрелище впечатляет и оставляет в растерянности. Всего богатства не рассмотреть, даже если ходить тут месяц.
Сперва Юля привела нас к продавцу зеленого чая, где мы пару часов пили 8–9 разных сортов и выбирали наиболее понравившиеся. Особенность покупки чая в Китае заключается в том, что все дают попробовать. Бесплатно. И заваривают при этом правильно, чтобы показать товар лицом.
Начали с зеленых чаев, продолжили светлыми улунами, закончили темными.
Лунцзин по 200 и лунцзин по 700 (юаней за цзин; цзин — основная китайская мера веса, 500 г).
В качестве бонуса нам заварили один дорогой чай. Что-то типа 100 долларов за 100 грамм, назывался он «Изумрудные зубы». Мы крутизны не поняли. Пока научились только отличать чай двух категорий пониже. Но тоненькие аккуратные листики действительно встали в чайнике вертикально, изображая зубы.
После первой чайной атаки надо было подкрепиться. Ходили на суши-конвейер. Представьте себе: сидите вы за столом, а мимо вас по ленте едут маленькие тарелочки с едой, можно брать все понравившееся. Очень затягивает.
Потом при оплате подсчитывается количество пустых тарелок (одна тарелка — 6 юаней).
С новыми силами пошли к продавцу пуэра и красных чаев.
Вот его богатства.
Красный чай «Золотые нити».
А это крутой пуэр со старого столетнего дерева.
Листья большие, но это как раз в пуэре ценится. Со старого дерева пуэр получается более забористый. Мы попробовали пуэр попроще и нам несколько поплохело — он действует сильнее кофе, сердце начинает биться и глаза лезут на лоб. Наступает что-то типа опьянения. Поняли, что для пуэра нужно иметь здоровье покрепче и ограничились красными чаями.
Из пресованного пуэра делают картины.
И больших «снеговиков». Пуэровиков.
Еще на рынке можно купить любых цветочных, фруктовых и ягодных чаев, какие вы только можете себе представить. Ягоды годжи стоят здесь 30 юаней за цзинь (360 рублей за полкило), качество отличное.
Ну и, конечно, чайная посуда и украшения. Лучше всего хороший чай хранится в фарфоре.
Подарочный набор с картинками.
Внизу подносы для чайной церемонии, в середине чайные статуэтки, ну а сзади чайники... чайники... чайники...
Любой простенький магазин на рынке Мальяндао имеет в ассортименте больше сокровищ, чем самый помпезный чайный магазин в Москве.
Короче: кто еще не пробовал хороший чай — и не пробуйте. На него подсаживаются, привыкают к хорошему, а потом непонятно, что делать. Раз в полгода ездить в Пекин за чаем теперь, что ли? Ведь перед покупкой его надо пробовать, а не как у нас.
На этом про Китай всё. Непременно еще будем. Ран вот тут подумывает, не начать ли учить китайский :-)