Уишань
Три дня мы гуляли в заповеднике Уишань, пили местные улуны и смотрели, как их делают и как они растут.
В горах Уишань чай удачно вписывается в пейзаж. Количество плантаций строго ограничено, поэтому чай из самого заповедника нереально дорогой и редкий. Его просто на всех не хватает. Но вот чай из прилегающих к заповеднику территорий мы уже могли попробовать и купить.
Дворец Уи возле одного из входов в заповедник.
Утесные улуны растут внутри утесов, им тут лучше всего — и воды достаточно, и туманов, и солнца, которое нужно улунам не целый день. Так они становятся наиболее душистыми. Да, еще специальные кислые почвы с камешками, не очень-то плодородные, но подходящие именно чайным кустам.
Пасмурных дней в Уишани много.
Здесь идеальное место для выращивания чая и очень плохое — для его хранения. Готовый чай отсыревает. Его надо либо увозить поскорее, либо несколько раз в год прожаривать. Отсюда хитрая улунская технология, о которой я писала в общем посте про чай.
В первый день мы гуляли по заповеднику с Ильей Бадуровым, а потом с ним же ездили на чайную фабрику, пили чай у него в магазинчике — и это было прекрасно.
Обратите внимание на сосны.
Настоящий красный чай сяо чжун (который мы знаем в ужасном исполнении под именем лапсанг сушонг) коптится именно на сосновых дровах. Идеально — чтобы и чай, и сосны росли примерно в одном месте. То есть изначально именно так и было :-)
Когда чайный куст растет лет двадцать, у него появляется мох на стволе. Это особый шик, говорят, есть нюансы вкуса в чае с такого куста.
А это большой куст, чуть ли не дерево. Вы ведь помните, что изначально чай был деревом? Это люди его сделали пониже, чтобы листья было удобно собирать.
В заповеднике есть где погулять — и на гору залезть, и вдоль рек можно пройти.
Забавная китайская переправа. Вроде как мостик, но требует полной осознанности.
Азалии и всякие маленькие рододендроны цветут вокруг.
Илья показал нам два монастыря. Один новый, буддийский, где живет местный патриарх.
А второй маленький, изначально он был даоосским, но теперь тоже буддийский. Вот такой.
Настоятелем там бывший разбойник. То есть нам рассказали историю, что жил-был разбойник, но потом раскаялся и ушел в монахи. Теперь живет в маленьком монастыре, делает чай, но не продает его. Так — попить, себе и знакомым.
Илья как раз его знакомый, поэтому заваривает нам чай. :-)
Самый известный темный улун — дахунпао, Большой красный халат. Я его знала до поездок в Китай, мои нижегородские ученики меня как-то угостили.
И вот в Уишане на скале, на высоте четырех метров растет такая чайная клумба.
Считается, что это материнские кусты дахунпао, от которых пошел весь сорт. Большая китайская ценность и знаменитость.
Говорят, чайные мастера ночью пробрались в заповедник и залезли на скалу посмотреть, что же там за кусты. А там шесть кустов трех разных сортов. Так что не очень понятно, что там на самом деле. Так часто бывает с китайскими знаменитостями. Но чай дахунпао вкусный, а это главное.
На второй день у нас было солнечно. Вид из окна гестхауса на заповедник.
Мост через реку в город.
Сперва мы зашли в разные лавки и купили чайной посуды. Бывает очень дешевая посуда — чайники, пиалки, чайные подносы. Качество тоже невысокое, но пользоваться ей удобно, почему бы не купить себе пиалочку за три юаня? Можно и за один юань найти. А за 15 юаней вообще продается маленький походный набор для чаепитий на природе — шесть пиалок и гайвань в чехле.
В заповеднике есть река, вдоль которой скачут обезьяны.
А туристы катаются по ней на плотах.
Мы пошли гулять в горы.
Везде есть чайные беседки, так что приносите свой чай и правильный феншуй чаепития вам будет обеспечен.
Как отлично сказала Таня: «Тут куда ни глянь — уже кто-то чаю попил!»
Юля привела нас к пику Небесное путешествие и запустила гулять, сама осталась внизу. Мы тут же загуляли не только на этот пик, но и на соседний. Представьте себе — лезете вы на пик, и видите рядом такое.
Там же тропинка есть, беседки, разве можно не залезть?
Но сперва пошли на Небесное путешествие.
Тропа крутая, но хорошо оборудована и очень красивая.
Водопад большой, сверху видны тропинки и перила для масштаба.
Вид сверху на реку.
Потом лазили на второй пик, пили чай... в общем, Юля нас чуть не потеряла.
На третий день мы гуляли по заповеднику с Сергеем Кошеверовым, который у нас в Москве работает в «Чайном путешествии». Он жил и учился в Уишани — и китайскому языку, и чайному делу. Знает всякие сорта чая, виды почв и вообще излазил заповедник так, что местные некоторых троп не знают, а он знает.
Водопад «Занавеска», а за ним маленький храм. Если вы не видите водопад, посмотрите вниз на воду.
А так видно?
Мостик для фотографий.
Сергей повел нас по «утесному проспекту» — нетуристической тропе вдоль плантаций.
Это старая горная тропа, которой более ста лет, просто сейчас ей пользуются только местные крестьяне, и то нечасто.
Тут я набрала себе в карман чайных листьев с грядки. Они, как и положено, долго тряслись в кармане штанов, вялились, потом вечером я их прогрела на чайнике, потом они сушились на полке в вагоне поезда... Непонятно было, что получится. Но стоило это все заварить, как стало понятно — это был наш единственный шанс попробовать чай за 1000 баксов. Запах необыкновенный. Если честно, я стала размышлять после этого над конструкцией походной чайной сковородки для обработки чая, если в следующий раз соберемся.
По утесному проспекту мы пришли в даосский храм Кай Юан Тан.
Таня и Дедушка.
Вот забыла уже, это кто-то из даосских святых.
Уишань мне очень понравился, аромат свежих чайных листьев на фабриках остался со мной и я не против повторить этот опыт. Но вот одна проблема: чай собирают весной, а свежие улуны готовы будут только осенью. Так что некоторые так и ездят в Уишань два раза в год :-))