Дарджелинг
В этот раз я летела в Индию катарскими авиалиниями. Отличная компания, между прочим. Правда, чтобы быть лучше Аэрофлота, почти не надо напрягаться. У меня в древних аэрофлотских боингах дико болит голова, а у катарцев новенькие аэробусы, так что едешь как в автобусе. И сервис отличный. Один минус — перекладной рейс, посадка в Дохе и какое-то время на ожидание. Катарцы летают в Катманду, на юг Индии... в общем, это гораздо приятнее, чем делать пересадку в Дели. И еще билеты долларов на 200 дешевле аэрофлотовских, что вообще делает их душками.
Поэтому три полета за сутки (Москва-Доха, Доха-Дели, Дели-Багдогра) я перенесла вполне хорошо. Из Багдогры я сразу отправилась в Дарджелинг, на который у меня было запланировано два дня.
Дарджелинг — еще не Сикким, он принадлежит Западной Бенгалии, но жизнь там устроена так же, как в Сиккиме. Город прилепился к склону холма, поэтому при прогулках постоянно приходится карабкаться наверх или спускаться. Отличная тренировка для всего организма :-)
Карта города не очень полезна — для попадания в нужную точку надо знать только азимут и куда тебе — вверх или вниз. Улицы изображают серпантин, а между домами есть много пешеходных лестниц, заметные только умным и местным.
Ездят в этих местах в основном на джипах. Просто больше ничего не проедет. Нет привычных в Индии велосипедов и скутеров, почти нет мотоциклов. Автобусы между населенными пунктами бывают, но ходят 1–2 раза в день. А джип — это такой общественный транспорт, там 10 мест, не считая водителя, на него продают билетики с местами. Как только джип укомплектован пассажирами, он уезжает в заявленном направлении. В темное время суток никто по дорогам не ездит. Более того, уехать куда-нибудь на общественном джипе реально только утром. Зато стоит это копейки.
Когда в джипе сидят все десять человек — удобно: на всех кочках и поворотах ты тормозишь в относительно мягких соседей. Если брать машину только на себя, то приходится держаться за специальные ручки, дабы не бултыхаться, как белье в стиральной машине.
Средняя скорость передвижения — 20 км в час. Для того, чтобы две машины разъехались на узкой горной дороге, требуется просто ювелирная точность: выглядываешь из окна, а у тебя 15 сантиметров обочины, а дальше каньон в полкилометра высотой... красота...
Кстати, по дороге из Багдогры в Дарджелинг сразу столкнулась с разницей в доверии у нас и у них. Представьте: машина оплачена еще в аэропорту, ехать три часа, где-то посреди водитель останавливается и говорит, что ему нужно 10 минут на передышку. Не вопрос, говорю, а мне бы чаю, потому что так есть хочется... А вон кафешка, кушайте... А у меня рюкзак в машине, с ним как быть? Да ноу проблем, я машину закрою. И вот я иду в кафе, откуда не вижу ни машины, ни водителя, и дергаюсь поначалу. У нас бы первому встречному таксисту свои шмотки никто оставить не рискнул. Более того, у нас машины в норме закрывают, когда от них уходят. А тут все иначе, через неделю я привыкла :-))
Кстати, в Сиккиме и близлежащих районах вообще много чего привычного и для Индии нет. Например, нищих и попрошаек. Климат такой, что все работают :-)
Индусов мало, в основном в гималайских предгориях живут непальцы, бутанцы и еще такой народ — лепча. Они уже монголоиды, и говорят в основном на непали. Хотя английский знают прилично, у меня проблем с общением не было. И главное, не было проблем с навязчивостью окружающих. Максимум, что меня спрашивали c изумлением — «вы откуда???» Оно и понятно: я была не в сезон, поэтому кое-где не то что русских, белых не было ни одного вокруг.
В Дарджелинге были цветущие рододендроны:
Крупнее:
Вообще они бывают белые, розовые и красные, но красных больше всего. Так что в первый день я гуляла в садах и любовалась ими и магнолиями:
На территории города есть храм Махакалы, почитаемый и индуистами и буддистами:
А еще есть бутанский буддийский храм, в котором, говорят, хранится оригинал тибетской книги мертвых. Я не стала выяснять этот вопрос, потому как по-тибетски все равно не читаю. Но храм красивый:
Там я впервые почувствовала очарование индивидуального подхода. Прихожу утром, храм еще закрыт. Проходящий по двору монах видит мое топтание на крылечке, достает ключи, открывает двери на всех этажах — и вперед, можно любоваться. Фотографий храмовых интерьеров, правда, у меня почти нет: во многих местах просят убрать фотоаппарат. И даже там, где можно фотографировать — освещение не то, моя простенькая техника бессильна.