День 16. Тадапани - Чомронг
Перезимовав суровую ночь в Тадапани, утром я вместе с японцами встречала рассвет за тем же самым столом. Солнце вставало за горами, поэтому виды были непривычными:
Рыбий хвост с шапочкой:
Гора в солнечном парике:
Рыбий хвост с бамбуком. Звучит очень гастрономично :-))
Аннапурна Южная на спуске из Тадапани.
В Тадапани мы распрощались с австралийцем. Он не очень хорошо себя чувствовал. Из-за этого, хоть у него и было столько же времени, сколько и у меня, он не пошел дальше. Я подозревала, что на подходе к перевалу он-таки подхватил лямблиоз, которым славны Як Кхарка и Торонг Пхеди. Уж больно были похожие симптомы, не проходившие ни от каких лекарств. Еще один аргумент в пользу собственной горелки и собственноручного кипячения воды.
Не знаю, как он добирался до Покхары. Транспортная забастовка по всей стране была в самом разгаре. Сантош сказал, что если к нашему выходу она не прекратится, то мы по шпалам пойдем пешком в Покхару через Дхампус. И на это нужно запасти лишний день. А потом каким-то чудесным образом мне надо будет добираться до Катманду.
Но я прислушалась к собственным ощущениям и они сказали мне, что все как-нибудь образуется. Оставалось лишь заглушить голос разума.
В этот день путь нам предстоял не очень долгий, - спуститься в долину, а потом снова подняться на соседний холм.
Вид на долину:
Внизу быстро стало жарко, и из весны мы попали в лето. Вокруг начали летать дивной красоты птички. Они есть только во внутренней части заповедника, на треке вокруг Аннапурны были только грифы. Фотографии птиц у меня будут откровенно плохие, потому что поди их поймай в объектив, да и увеличение слабенькое.
Вот эта называется verditer flycatcher:
Один из гидов-попутчиков шел с атласом-определителем непальских птиц, мы порылись в книжке и нашли этого маленького, но нарядного мухолова.
Зеленые летние террасы с кукурузой:
Переправа:
Надо сказать, что мосты на треке к базовому лагерю находятся в гораздо более плачевном состоянии, чем на треке вокруг Аннапурны. Если до этого мы шли по новым стальным мостам, то сейчас все чаще попадался колоритный деревянный ахтунг.
То же касается и сотовой связи, которая в Чомронге была по часам (такое впечатление, что вышку включали в 6 утра и выключали в 6 вечера), а после Чомронга просто закончилась.
От жары у меня случилось некоторое разжижение мозгов и, в очередной раз присев отдохнуть у дороги на специальную каменную скамеечку для портеров, я забыла там свой фотоаппарат. Прошли мы после этого почти километр, прежде чем я поняла, что на шее непривычно легко и пусто. Бросив палки и оставив маленький рюкзак Сантошу (где, между прочим, было мое всё - все деньги и документы), я побежала назад. Фотоаппарат мне был не очень дорог, но вот мысль о том, что я лишусь карточки с фотографиями, приводила в ужас.
Он так и лежал на скамейке у дороги и ждал меня - то ли никто не прошел за эти 20 минут, то ли он был никому не нужен. Так что мы счастливо воссоединились и больше не расставались.
На подходе к Чомронгу желтая спелая ежевика очень отвлекала и не давала идти вперед.
Если вокруг лето, то должны быть и ягоды. За этими ягодами я вернулась потом из поселка, вот только собирать их было трудно: растет ежевика на весьма крутых склонах, а ветки, как водится, очень колючие.
А еще в Чомронге и ниже на деревьях растут дикие орхидеи. Настоящие, их никто не сажал. До этого я видела гималайские орхидеи только в питомнике Калимпонга.
На подходе к Чомронгу сезоны года окончательно сошли с ума. Мало того, что орхидея росла на вишне с красными вишенками. В одной части деревни урожай был уже убран, то есть у них была осень. А в другой распахивали маленькие террасные поля с помощью быков и деревянного плуга, в этом смысле в Непале за прошедшие 300 лет мало что изменилось. Была ли у них весна или здесь просто можно вырастить несколько урожаев в год - я не очень поняла. Но привычная смена времен года здесь явно не работала.
Чомронг - последнее постоянное поселение в долине реки Моди Кхола. Выше него только пастбища и достаточно убогое сезонное жилье для треккеров. Зато в самом Чомронге очень хорошие условия - красивые чистые отельчики и вкусная еда. При этом в Чомронге гораздо тише и меньше народу, чем в Горепани и Тадапани. И Моди Кхола тоже радует чистотой после серой от глины Кали Гандаки.
Я поселилась в Kalpana guest house:
Очень его рекомендую, я жила там по дороге в базовый лагерь и по возвращении. Там же мы оставили часть вещей и забрали их на обратном пути.
У меня была угловая комната на втором этаже с окнами в две стены. Очень забавное сочетание: комната стоимостью 100 рупий за ночь, с тоненькими фанерными стенами, а при этом окна как в пентхаусе, и вид из окна тянет на многие миллионы.
Впрочем надеюсь, что обладатели этих миллионов никогда сюда не доберутся.