День 19. Калапаттар и Базовый лагерь Эвереста.
Мышка на леднике Кхумбу.
Второй знаменательный для нас день начался в три часа ночи. Мы все тщательно рассчитали: в четыре мы выйдем, в шесть будем стоять на Калапаттаре. Тогда мы сможем посмотреть на Эверест, пока из-за него не вышло солнце. Следующий хороший обзор будет часов в 10-11 утра, когда солнце поднимется высоко, но весной на ясную погоду в такие часы рассчитывать не имеет смысла.
Не рассчитали мы только одного - холода. Это самое холодное время суток. Было не сильно меньше -10, но в сочетании с высотой и голодом казалось, что как минимум -30. Были одеты все теплые вещи, но я все равно мерзла. Сперва шлось неплохо, но ближе к вершине остались только холод и боль. Сейчас я с интересом смотрю фотографии, потому что тогда плохо воспринимала действительность. Ран чувствовал себя гораздо лучше и его фотографии получились.
На седловинке, которая и считается Калапаттаром, к рассвету мы подошли одни. Успели вовремя.
Справа от нас лежала долина ледника и реки Кхумбу.
А впереди был он, третий полюс Земли.
Калапаттар - ближайшая к Эвересту обзорная точка. Высоты здесь искажены близким расположением к горам, и Нупце (гора справа) кажется выше Эвереста.
Снежный флаг Эвереста подсвечен солнцем.
Снято на максимальном приближении. Отсюда уже можно различить элементы рельефа, например, уступ Хиллари справа от вершины.
Сзади нас сходит предрассветная лавина.
Слева гора Пумори, на которой уже начался рассвет.
А вот панорама целиком.
Лучше смотреть ее в большом размере
На седле я достала химическую грелку, чтобы хоть как-то согреть руки. Спасибо нашей военной промышленности, не представляю, что бы я делала без этих грелок.
Мы повязали флажки, и конечно сфотографировали мышь, стремящуюся на Эверест.
Помня после Чукунг Ри, что вершина обзорной точки вовсе не там, где она кажется вначале, мы полезли вправо по камням, к сотовой вышке. Там gps показал 5600. Подниматься на Пумори в планы не входило, можно было идти вниз. Однако прыжки по камням, припорошенным снегом, отняли у меня последние силы. На спуске к седловине я поняла, что от холода не чувствую ног. Но тут наступил рассвет, и можно было сесть, расшнуровать ботинки, и приложить к ступням грелку. Вид у них был сносный и я успокоилась: на обморожение было непохоже.
К вершине потянулись группы треккеров. Эверест в такое время находится в прямых лучах солнца, непонятно, зачем люди лезут.
Мы потихоньку начали спуск. Становилось теплее и меня отпустило.
Но я невзлюбила Калапаттар. Мне понравились Чукунг Ри и Гокио, а тут уж очень жёстко. Любоваться горами в таких условиях у меня не получается. У полумертвого человека чувство прекрасного куда-то внезапно девается. Больше я сюда не хочу.
На Кангтеге появилось солнце.
А вот уже внизу показался Горакшеп. Видите группу домиков посреди кадра?
По дороге встретили розового горного "воробья".
Вернувшись, сходили за водой для чая на единственный родник в поселке.
Вот так из ледяной дырки добывают воду на всех, кто останавливается в Горакшепе.
После завтрака силы восстановились. Мы откочевали из своей промерзшей комнаты на последнем этаже вниз под лестницу. Там было гораздо теплее, кажется, даже растаял снег на ковре.
В лодж заселилась группа молодых американцев. За столом они говорили про то, как поднимались сюда, в частности, промелькнула фраза: "Ну мы же не какие-нибудь сумасшедшие русские, подниматься за день на 900 метров!". Тут уж я на месте не усидела. Я подошла к молодому балбесу, нависла над ним, опершись о стол, и внятно сказала, чтобы слышали остальные: "Ну спасибо за комплимент! Мы, русские, действительно очень сильные..." Забавно, но через день мы сделали ровно то, чему так ужасались американцы - набрали километр за день на приличной высоте, обходя перевал Чо Ла. Как настоящие crazy russians...
Погода стояла прекрасная. Мы решили пользоваться случаем и в этот же день идти в Базовый лагерь Эвереста. Говорят, за один день и на Калапаттар сходить, и на ледник - это серьезно, но честно говоря дорога в EBC показалась мне после Калапаттара детской прогулкой.
Прогулка происходила вдоль ледника.
По морене гонят яков, которые привезли грузы для экспедиций.
Здесь очень упитанные, нарядные и красивые яки. В ушах у них сережки, в хвосты вплетены пестрые ленточки, а в гриве - молитвенные флажки.
Из самого Базового лагеря Эверест не виден, но по дороге его прекрасно можно разглядеть при свете дня.
А вот и Базовый лагерь. На леднике стоят несколько групп палаток.
Люди живут в лагере по нескольку месяцев, акклиматизируясь к высоте. Палатки только желтые. Видимо, этот цвет лучше противостоит сильной радиации, от которой выгорает и разваливается любая ткань.
Есть мнение, что в Базовом лагере неинтересно, нечего делать и не стоит туда ходить. Поэтому Ран сомневался, надо ли вообще это делать. А мне это место очень понравилось, куда больше Калапаттара. Здесь очень красивый горный амфитеатр, и горы стоят совсем близко. И еще здесь прекрасный голубой ледник.
Никогда раньше я не видела голубого льда.
Конечно, нам очень повезло с погодой. Приходившие сюда накануне в метель, можно сказать, не увидели ничего.
Вот он, подъем на ледник Кхумбу, устрашающий многие поколения альпинистов.
К палаткам мы приближаться не стали. И без нас хватит бесцеремонных товарищей. А булок, которые (как говорят) пекут в одной из палаток, мне все равно было не съесть.
Панораму горного цирка пришлось разбить на две части.
А тут она лежит целиком и в большом размере
В общем, экскурсия в Базовый лагерь Эвереста удалась на славу. Категорически рекомендуется любителям этого дела.
Кстати, ледник просел на сто метров и gps показывал тут около 5200 м. В новых картах это даже отражено. При этом ледник весьма быстро двигается, чуть ли не по метру в день. Так что представьте: поставили вы палатку, ушли на пару месяцев, а она уехала вниз вместе с ледником, пока вы приключались на горе.