Покхара — Катманду — Москва
Переезд из Покхары в Катманду был традиционно долгим и мучительным. И это несмотря на то, что мы ехали на довольно приличном минивене, который был арендован под группу. Просто 10 часов по пыльным узким дорогам — это всегда непросто.
Сеют рис. Подготовка поля.
Женщины сидят около рисовой рассады.
А парень едет на плуге.
Вроде бы архаика, да? Но две недели назад в Рязанской области я видела, как на посадке картошки у соседей была специальная человеческая лямка для плуга. Тут все-таки быки.
А это уже высаженный рис:
На обед завернули в городок Бандипур. Он в стороне от дороги на возвышенности, и там довольно приятно, симпатичная туристическая улочка.
Двери и ставни и окнах резные:
Еще одна остановка была возле слияния реки Тришули с кем-то еще.
Купили связочку бананов на всю группу.
В дороге стемнело, на перевал в долину Катманду лезли уже в сумерках и видели, как весело индийские грузовики Тата подсвечены в ночи. Инфернальная такая подсветка у них, репетиция посмертия, Бардо приветствует вас.
В гостиницу Dom Himalaya мы ввалились все в пыли, одуревшие и со связкой бананов наперевес. Вечером вдвоем с Раном спустились на ужин, а там в столовке сидят 30 южно-индийских мужчин и едят руками далбхат. Хтоническое зрелище: все темные, в юбках, заняли все места, ни одной тетки... Мы храбро поели далбхата вместе с ними, только рыбьи головы пробовать не стали.
На следующий день Ран обнял ноут и заявил, что будет работать, а я с группой пошла гулять по Катманду.
Храм Восьми матерей (Аштаматрика), у них такие зооморфные формы интересные. Если есть аватара вепря (Вараха), то почему бы и не быть Варахи:
А это, судя по надписи, какая-то ипостась Дурги в виде львицы.
Другой храм.
Манджушри, судя по атрибутам.
Если снизу павлин, то это Сканда. Но вот не очень-то павлин похож, скорее голубь.
Девочку нарядили и накрасили по-взрослому и проводят с ней какую-то церемонию.
Пробрались окольными тропами на Сваямбху. Там после землетрясения все более-менее отстроили. А ступа-то, если всю мишуру отбросить, очень даже работающая — это шпиль вверх. Но я все равно больше Боуду люблю.
Успела забыть, сколько там обезьян!
Я обезьян не люблю, но через пару дней на Боуде разговаривали с москвичами, с которыми вместе визу получали. Так там девушка не просто их любит, а еще и умеет готовить с ними обращаться. Накормить так, чтобы они не устроили драку, войти в доверие, чтоб они уселись на плечо и стали искать в голове... удивительно, если бы не фото, сложно поверить.
Я считаю, что это статуя Ковида:
Ну сами подумайте: ее водрузили с веселым лозунгом Visit Nepal 2020. Ну он и посетил, что называется. А остальные туристы — нет.
По дороге в центр видели несколько святилищ Ганеши, и каждый раз я фотографировала его Мышь.
Пробовали тайными тропами проникнуть на катмандинскую Красную площадь, Дурбар-сквер. И даже чуть-чуть проникли. Но ненадолго.
Туристическая цена за вход стала какой-то безобразной, а туристов ведь нет. Поэтому расизм торжествовал: нас мгновенно вычисляли и стремились проверить билетики. Так что мы развернулись и ушли. Успели увидеть, что половина храмов в лесах и довольно сильно разрушена. Пока не восстановили после землетрясения.
Вечером того же дня мы с Раном устроили серьезную закупку чая, килограмма на три. Все попробовали, исходные цены от 8000 до 30000 рупий за кило, но нам давали скидку в 45 процентов. Получается в среднем 5$ за 100 г, что для тайских и непальских чаев хорошо. Интересно, что выдержать процесс непальцы не умеют, поэтому чай у них получается не красный, не зеленый и не улун, но вкусный (когда свежий), вот что главное.
Утром второго дня к группе прямо в отель пришли делать ПЦР-тест, без которого тут не пускают в аэропорт, чем сэкономили нам много времени и нервов. Результаты к вечеру привезли в отель.
Смог в Катманду к тому времени перешел все мыслимые пределы. Солнца было не видно, от пыли у всей группы прогрессировал насморк и кашель.
Грустный Рома вышел и пожаловался: «Что же делать, куда бежать? В Катманду так пыльно, а в России Путин!» Я отозвалась, что это действительно проблема: «Может, в Турцию?» «А в Турции Эрдоган!», — подхватил кто-то. И круг сансары замкнулся.
Часть группы под предводительством Романа в этот день попытались спастись от смога в нацпарке Шивапури Нагарджун. Это пригород Катманду, там простой и затяжной треккинг по лесу, ничего особо интересного. Видов все равно не было, но дышалось чуть лучше, чем в городе.
Нельзя столько времени оставлять на Катманду, но из-за тестов тут придется пробыть не меньше двух дней.
В день отъезда на дворе стоял праздник Холи и все больше народа было измазано в краске, в основном молодежь. Но нас не покрасили, мы аккуратно пробрались на Боуду и походили вокруг ступы.
Наш первый рейс домой был сдвинут на три часа, и узнали мы об этом уже в аэропорту. А второй рейс сдвинули вообще на 8 часов. Мы почти 11 часов сидели в Стамбуле. Никаких компенсаций, отелей и чего-нибудь такого у Turkish Airlines не предусмотрено. Мне со скандалом удалось выбить из них ваучеры на обед. Но в новом аэропорту бомжевать неплохо, если знать места: есть лежачие кресла в тихом зале, есть кипяток (рядом в магазином Waikiki стоит автомат). А еще во время перелетов снова начали кормить горячим, так что сутки прошли непросто, но в целом мы успешно вернулись, что по нынешним временам достижение.
Путь в Непал никогда не был легким и легким не будет. Но Гималаи стоят того :-)