Неизвестный Ронг Кхун



Впервые я побывала в этом храме год назад и уже писала о нем здесь Этот пост лишь дополняет написанное ранее.



Год назад я увидела Ронг Кхун днем и поняла, что это самый красивый храм из рукотворных, которые я вообще где-либо видела. И еще стало понятно, что посмотреть на него стоит не только и не столько днем. Он подобен прекрасной белой горе, а самой красивой гора бывает на рассвете и на закате.
Поэтому мы приехали в Чианг Рай и остановились там на две ночи ради такого случая.

С рассветом нам не очень повезло, были облака. Но на несколько минут они разошлись:







Пока храм не открыли, мы бродили и разглядывали детали.
Среди зверей, которые несут в храм цветы, были найдены крабы, крылатые слоны и даже крокодил:










В пруду с белыми карпами появился дракончик. В прошлом году его не было:




Вообще за прошедший год добавились мелкие интересные детали, а вот строения вокруг храма остались в том же виде. Я тихо надеялась, вдруг достроят башенку сзади основного здания, но нет, она и поныне без отделки.

Зато возле адской безды появились вот такие композиции:







Когда на территорию стали пускать, мы рассмотрели детали:










Мышка оседлала золотую рыбку. Наверное, излагает ей три желания:




Рыбка не просто так золотая, она находится рядом с золотым сортирным комплексом:




На сей раз он работал по назначению, и мы смогли насладиться внутренним убранством... и воспользоваться, так сказать:




Тапочки видите? Это для переодевания, вдруг вы еще душ захотите принять. Он там тоже есть. Лавки для отдохновения:




Пока для нас осталось загадкой, что же на втором этаже этого прекрасного сортирного комплекса.
А почему туалет золотой? Все просто - золото должно знать свое место.

Немножко дневных фотографий. В этот раз немного не хватало света, ну да ладно:










Недалеко от входа стоит фотография художника, который придумал и построил этот храм. Попсовая, вроде бы идея, тайцы весело фотографируются рядом с ней. Тин тоже сфотографировалась:




Я как-то снисходительно хмыкнула, а зря.
Как известно, если в русской драме на стене висит ружье, то в последнем акте оно выстрелит. Если в индийском фильме на стене висит ружье, то в финале оно споет и станцует. А вот если рядом с таким храмом стоит фотография его творца в полный рост, то ночью она оживет и с ней можно будет поговорить. Но она, понимаете ли, должна быть, чтобы это случилось. Также как ружье.
Впрочем, всего этого мы еще не знали. Однако образ Чалемчая в рабочих штанах и шлепанцах на корочку записался.

Внутри храма фотографировать нельзя. Я в прошлом году и не фотографировала. Но Тин у нас знатный папарацци - она умеет фотографировать людей и там, где нельзя. Поэтому благодаря ей у нас кое-что есть. Света не хватало, я отшарпила изображения, как могла, и они слегка зернистые. Но это добыча.
Пришедший в храм оставляет ад позади себя. Поэтому стена у входа расписана огромным Махакалой, который держит в зубах колесо сансары.




Самого колеса нет, но разные узнаваемые сюжеты современности у него в зубах присутствуют:




Угадайте, кого дорисовали за прошедший год:




-Ну как же, он же хороший! - возмущалась Тин.
-Он тоже воюет.

Вырвавшиеся из сансары на лодочках устремляются вперед:




А это, собственно, алтарь, к которому они устремляются:




Нагулявшись поутру, мы вернулись в Чианг Рай, о котором я расскажу как-нибудь потом.
Вечером перед закатом мы снова заняли пост наблюдения. К вечеру небо очистилось:










Я очень переживала, включат ли подсветку. Вдруг ее включают не каждый день?
Но вот постепенно началось:




Красным посвечена преисподняя, конечно.




Зазвучала музыка и в такт ей менялась подсветка.



И я снова задохнулась от нереальности присходящего. Как хорошо, что в эти мгновения в храме никого нет. Самый прекрасный он тогда, когда недоступен.




Мне больше всего нравится вот так, с фонтанами:







Чудо длится недолго. Не прошло и получаса, как свет стал гаснуть и стихла музыка:




После заката людей вокруг храма почти не осталось. Максимум, человек десять вокруг, считая нас. Почти никто не видел эту красоту, а мы, получается, попали в закрытый клуб избранных.
Я не фотографировала в темноте, потому что у меня не было штатива. И поэтому иногда смотрела по сторонам. И вот в один прекрасный момент я увидела, что у всей цвето-музыкальной симфонии есть дирижер. Крепкий энергичный таец в шапке и в каких-то очень знакомых штанах командовал в рацию, и все происходило по его слову. И тут я поняла, что перед нами Мастер. Архитектор Чалемчай Коситпипат собственной персоной. Вот так нам пригодилась та смешная попсовая фотография в полный рост.

Дальше было пять минут душевных терзаний. Я сообщила остальным о своем открытии. Тин сразу же сказала "давайте же с ним фотографироваться!", я же возразила, что так не могу, но все равно очень хочу сказать ему СПАСИБО. Мы дождались, когда он покинет импровизированный дирижерский пульт, выключит рацию, и подошли.

Он такой же живой, земной и очень энергичный, как и на фотографиях. Я все равно отказываюсь понимать, как может в одном человеке сочетаться такая здешнесть, нормальность... и такая гениальность.
На необыкновенно живом английском откуда что взялось мы с Тин наперебой стали благодарить его. Сказали, что его храм - самый лучший. Что мы приехали сюда из далекой холодной страны специально, чтобы увидеть его храм на рассвете и ночью.
Кажется, он оценил наше рвение.
И фото все-таки случилось:





Техническая информация.
Ронг Кхун находится в 13 километрах от Чианг Рая по трассе Чианг Рай - Чианг Май. Нормального общественного транспорта из города туда не ходит. К тому же наши запросы не совпадали со временем, когда общественный транспорт ходит в принципе (в светлое время суток).
Поэтому для утренней поездки мы заказали таксо в один конец (200 бат, вместо машины пригонят полноразмерное сонгхтэо. Если вас 10 человек, эту цену можно разделить на всех).
Храм открыт с 8.00 до 17.00, до и после им можно любоваться только снаружи, и это правильно.
Чтобы доехать до города от храма, нужно встать на трассе возле полицейского участка (на перекрестке налево, там один такой домик). Вас подберет синее сонгхтэо, которое ходит только днем и едет неизвестно откуда и неизвестно куда. Но до центра города проезд стоит 20 бат с человека.
Вечером мы очень надеялись найти это синее сонгхтэо, пришли на центральный автовокзал, но его там не обнаружили. Если время есть, можно сесть на любой рейсовый автобус 2 или 3 класса, идущий в сторону Чианг Мая, и сказать водителю, где вы выходите. У нас время поджимало, закат был близок, а автобусы никуда ехать не спешили. Поэтому мы взяли тук-тук, 150 бат после торга.
Обратно в ночи не ходит ничего, даже машин на трассе уже мало. Но мы встали возле полицейского участка все такие просветленные, подняли руку и уже через 5-7 минут уехали в город автостопом в кузове у милого тайского фермера, в обнимку с ананасами и кокосами. Тайский фермер по дороге завернул ненадолго на ночной овощной рынок для местных. Мы посмотрели цены...милосердная память почти ничего не сохранила, но мешок свежего имбиря в несколько кило стоил 260 бат. Лучше не видеть этого, а иначе возникнет мысль, что мы где-то не там живем...