Вавау: киты и китята
Следующие два дня мы купались с китами с компанией Whales in the wild.
Вот их катер Rayda.
Тут в группе было восемь человек туристов и пришлось поделиться на две смены. По правилам с гидом к китам могут подплывать не более четырех человек.
Я попросила для себя гидрокостюм побольше, чтобы он на меня не давил, и плавать сразу стало легче.
Начинали мы поиск китов довольно уныло: пару часов ездили, останавливались и просто тупили. Сразу стало понятно, что талантливый гид есть не у всех, а только в Beluga diving. Первая пара заплывов тоже была не интересная — кит был далеко и быстро уплывал, приходилось возвращаться на лодку. Мы сидели, маялись и думали уже потихоньку, что если весь этот день будет такой, то от следующего дня мы откажемся. И будем проситься обратно в «Белугу», вдруг у них место освободилось.
А потом вдруг дело резко наладилось: мы нашли маму с китенком. И все наши заплывы этого дня были вокруг них.
Я решила, что мы с Раном будем в разных группах, чтобы передавать фотоаппарат друг другу и посмотреть таким образом всё.
Китенок всплывает чаще матери, плавает вокруг, а через два раза на третий всплывает с мамой. Поэтому в основном мы смотрим на него. На левом плавнике зазубрина, видите? Так мы его и узнавали :-)
Выдох из-под воды.
Мама с малышом довольно долго проводят на одном месте и двигаются медленно, поэтому можно рассмотреть всякие подробности. Вот, например, кожа. У китов кожа очень уязвимая — все царапины и болячки оставляют на ней полосы и шрамы. Всё заживает, но кит получается пестрый.
А еще к китам иногда прилепляется целая стая прилипал. А все потому, что они неспешно плавают.
Уж мы их и на фото, и на видео снимали. Ми-ми-ми китовых размеров :-)
Китенок весь серый, а у мамы пузо было белое. Как я понимаю, расцветка — индивидуальная особенность каждого кита.
Китята у горбатых китов рождаются 4.5 метра в длину. А в нашем китенке уже никак не меньше шести метров. Оценить это мы смогли, когда он всплыл совсем рядом с лодкой. На нас китенок совсем не обращал внимания. Гид наш тормозил тех, кто пытался к нему подплыть очень близко. Мы радовались, как дети.
И конечно, во второй день мы приспособились и смогли разглядеть куда больше деталей, чем в первый. Вот почему одного дня плавания в любом случае мало.
Портрет нашего гида Вилли.
Когда тонганец проводит несколько часов в воде каждый день, то у него с фигурой все отлично. Картошка-фри на боках не откладывается, как у тех, кто осел на суше. :-)
На каждой лодке есть свой набор удобств. На Spy Hop был туалет, зато обед был крайне скромный. А на Rayda туалета не было, зато ланч был значительно богаче: багеты и лотки с наполнителями для сэндвичей - мясо, рыба, яйца, много овощей и соусов. Где, где логика, спрашивается? :-))
Я ела за двоих: Ран решил ничего не есть, чтобы его не укачивало на лодке, да еще про драмину вспомнил. Это отлично сработало.
После ланча было еще два заплыва. А потом нам кинули в море специальный микрофон и мы послушали, как киты поют! Их так много вокруг, да и звуки разносятся в воде хорошо. Поют киты и на высоких, и на низких частотах. Если знать, что это за звук, то иногда и без микрофона над водой слышны китовые песни.
В тот день вернулись в гавань в 16:00. Магазины уже закрылись к тому времени, кафе «Тропикана» тоже закрылось, в «Манго» была закрытая вечеринка. Так мы выяснили, что единственный наш кормилец в Нейафу — кафе «Аквариум».
9 сентября компания на катере была всё та же, только одна девушка уехала. Итого туристов было семеро. Многие приезжают плавать с китами на неделю, так что ничего удивительного, что мы уже знали всех попутчиков в лицо и по имени.
Начало было опять неудачным — мама с китенком попались нервная, видеть людей не желала и уплывала. Тогда по рации наш экипаж позвал катер Spy Hop: все же понимают, кто лучше всего ищет китов. И мы скромно заняли очередь на заплыв.
На самом деле тут два кита, один не может так изогнуться :-))
Ожидание было не напрасным. Рядом с нами плавала спокойная мама с крошечным полуторамесячным китенком. И они никуда не спешили.
Дальше было еще штук восемь заплывов с перерывом на ланч, и любование китенком.
В дело включился наш шкипер Маси, который показал группам по очереди мастер-класс по поведению с китами.
Вот эта фотография иллюстрирует, как не надо подплывать к киту.
Кит отлично оценивает расстояние, но только перед собой и сбоку, где он может нас видеть. Маси рассказал случай, как однажды один из его туристов подплыл к киту сзади и получил хвостом по голове. Человек остался жив и даже обошлось без переломов, но в этот день он больше не плавал.
Когда я видела рекламные плакаты про плавание с китами, где люди совсем-совсем близко от кита, я думала: брехня это, фотошоп. Нам в Новой Зеландии даже приблизиться к дельфинам не удалось в свое время, хотя там вроде как тоже было заявлено плавание.
Но тонганские киты — совсем другое дело. Никакого фотошопа. Расстояние — вот оно.
Кто судорожно пытается вдохнуть и как бы говорит «Ух ты!!!» — тот я :-)
У мамы на хвосте приросли ракушки :-)
Мама тихо подпихивает малыша наверх, чтобы ему легче было всплывать.
Китенок поближе. По некоторым признакам мы предполагаем, что это девочка.
Вид сверху. Китенок всплывает (и похож на крокодила!), а мама лежит на дне, и выдают ее только белые пупырышки.
А вот китенок подышал и плывет обратно к маме.
Семейное всплытие.
Посмотрите, какие смешные складочки у китенка на пузе! Наверное, это возрастное. Ведь у взрослых китов пузо гладкое.
Апогеем программы было зависание перед мордой мамы и детеныша вплотную. С нами плавал шкипер Маси и тихонько держал нас за ласты, чтобы контролировать расстояние.
В мое последнее погружение киты повернули совсем рядом, и мне показалось, что до маминого плавника осталось совсем чуть-чуть. Это был какой-то очень личный момент. Мне очень хотелось потрогать кита, хотя я знаю, что нельзя и всё такое. Но тут как-то все равно я оказалась с ними один на один.
А потом остальные участники группы нарушили идиллию и начали подводные фотки себя на фоне китов. Я вот думала — опустится ли кто-то до селфи? Да, конечно, опустились :-( Возмутило это просто до слез! Китам тоже не понравилось, что у них перед носом кто-то мельтешит. И они уплыли. Но на прощание китенок стал резвиться и выпрыгивать из воды... раз 15 прыгнул, наверное.
Под конец программы мы подплыли к Mariners cave. Это пещера, вход в которую находится на глубине 2 метра и еще 4 метра надо проплыть по тоннелю. Мы с Раном не умеем так. Из 7 человек с Маси отважились поплыть трое: двоим заплыть внутрь удалось, а одна девушка не осилила и вернулась.
Вообще в Океании возникает комплекс неполноценности по поводу собственного плаванья. Я не умею обращаться с маской и нырять как следует. Хорошо еще я в этот раз догадалась взять беруши, чтобы вода в уши не попадала (вылить ее для меня целая проблема).
У нас кое-как держаться на воде уже считается достижением; если ты еще и стильно плавать умеешь — это круто. А там это все ерунда — надо уметь глубоко нырять, продувать трубку, плавать с отягощением на поясе (так лучше видно в толще воды, тебя не выталкивает наружу).
Вечером мы пили в «Аквариуме» за китов, единственный раз за всю поездку купив какой-то алкоголь.
Мы пили за то, чтобы маленький китенок выжил. Чтобы он вырос большим, толстым и красивым. Чтобы он вернулся сюда через год или через несколько лет, и у него появились бы свои китята. И чтобы они все вместе плавали возле острова Вавау нам на радость и впредь.
За это нельзя было не выпить.