Мы и до этого успели уже кое-что увидеть из карстовых чудес земли. Это вьетнамский залив Халонг (1 и 2), тайская провинция Краби, лаосский Ванвьенг. Даже в Болгарии мы нашли большие каменные пальцы (1 и 2).
Но китайские горы, что и говорить, уникальны: пальцы земли тут особенно длинные, природный мегаполис каменных небоскребов особенно большой.
Наверное, такого места больше нигде нет.
Парк Чжанзяцзе очень большой, у него несколько входов: наверх, на горное плато, можно либо дойти (2–3 часа, 600–700 вертикальных метров), либо подняться на лифте или фуникулерах.
Нас автобус из одноименного города привез не к тому входу, поэтому сперва мы немножко посмотрели на горы снизу.
Днем был сильный дождь, поэтому горы были туманные и мокрые. А все китайцы были в китайских дождевиках :-)
Как выяснилось позже, эти горы в принципе своем туманные и мокрые. Солнце тут бывает редко, зато можно просидеть 3–4 дня в сплошном тумане и вообще ничего не увидеть. Так что у нас была хорошая погода, мы их все-таки увидели.
Но условия для съемки очень так себе: темно и контрастно.
Выяснив, что вход Чжанцзяцзе нам совсем не подходит, мы доехали до другого входа по имени Улиньюань. Там наверх нас повез Лифт.
Лифт-В-Небо, высота 326 метров.
Первые метров сто он едет по темному тоннелю, а потом внезапно становится всё видно — о, это сильный момент, дух захватывает:
Возле лифта наверху есть смотровая площадка, чтобы детально рассмотреть красоту:
В хостел мы добрались уже в темноте, так что осмотр парка пришлось отложить до утра.
Идея встать пораньше и увидеть побольше себя не оправдала, до восьми утра плотность тумана это не позволила.
Рядом с хостелом:
Вышел, потянулся,
Две горы соединены мостиком. Позже мы будем по нему гулять.
Осмотрев ближайшие окрестности, мы на автобусе доехали до Тьянбо, а дальше долго бродили по смотровым площадкам:
Парящие горы:
Иногда приходилось ждать, когда туманное облако подвинется и покажется гора.
Китайская классическая живопись реалистична до невозможности. Ну чем не картина?
В Тьянбо достраивается новый фуникулер, а также можно купить что-нибудь поесть с лотков у местных жителей — мандарины, вареную кукурузу, огурцы, булочки и печенье.
Поскольку тумана в горах было больше, чем хотелось бы, мы решили спускаться вниз к ручью Золотой кнут. Там и видимость лучше, и народу нет. Дело в том, что китайские туристы передвигаются на автобусах между смотровыми площадками, пешком ходят редко. Обычно они двигаются большими группами с экскурсоводом, экскурсовод оборудован компактным мегафоном, да и остальные орут неимоверно. Вести себя тихо на природе китайцы, к сожалению, не умеют.
Но два шага в сторону от смотровой площадки — и ты в тишине и благолепии.
Сколько там тысяч ступенек ведет вниз, три или четыре — мы не считали.
Вокруг растут всякие субтропические растения и очень много цветов.
А дорожки, которыми редко пользуются, становятся зелеными и пушистыми. И скользкими.
Пики эти все как-то поэтично называются, но разглядеть сходство с Генералами, Красавицами и Всадниками-укрощающими-лошадь у нас не получилось ни разу.
Местные сиреневые рододендроны растут прямо на отвесных стенах.
Внизу мы гуляли по идиллической тихой дорожке вдоль ручья.
Да и тучи стали расходиться:
Вдоль дорожки стали попадаться люди и домики. Домики были в основном туристическими павильонами, но вообще-то в этих горах наверху плато живет народность туцзя.
Вот так живешь себе спокойно, никого не трогаешь, проснулся однажды — а ты в туристическом парке, и вокруг толпы туристов. Чтобы выйти и войти, надо оформить билет, правда, для аборигенов он бесплатный.
Интересно, насколько они сами часто смотрят по сторонам и любуются этими горами?
Погуляв по долине ручья, мы стали подниматься наверх. Да-да, те самые три или четыре тысячи ступеней. Но для меня это гораздо легче, чем спускаться, от крутых спусков колени болят, а от подъемов только легкие и сердце тренируются, никакого ущерба.
Наверху была хорошая видимость и мы добрались до окрестностей каменного мостика.
Вертикальный мир живых небоскребов:
Некоторые горные «пальцы» в объектив не влезали, приходилось клеить панорамы:
На сам мост интереснее любоваться издали. По нему есть тропинка (видите перила слева вверху?), но с нее не видно пропасти под мостом.
Возле моста толпы народа, на одну из площадок поставили пластикового икрана и к нему стоит очередь сфотографироваться.
Развенчание мифа: Джеймс Кемерон утверждает, что «Аватар» он здесь не снимал. Да, съемочная группа побывала в китайских горах, и здесь, и в Хуаншане, но фильм снят все-таки по мотивам таких пейзажей.
Однако китайцы не стесняются: в своих рекламных клипах они мелкой лапшой нарезают кадры из фильма и панорамы Чжанцзяце, смотрится весьма органично.
Но мы-то знаем — это они, Парящие горы. И двигаться тут можно только по СКП, особенно в тумане :-)
Вечерние синие горы:
Марш-бросок вниз-вверх даром не прошел, на следующий день ноги болели у всех.
Ведь еще был следующий день в горах. :-)
Техническая информация
Добираться в национальный парк не то чтобы сложно, но муторно: нужно сменить много видов транспорта и сделать много пересадок.
В город Чжанцзяцзе вас привозит поезд. Тут же на привокзальной площади необходимо купить бумажную карту парка (10 юаней), потому что карты в сети неполные, а карты в путеводителе вообще кошмарны.
Далее автобус везет вас ко входу в парк (1 час, 12 юаней), и важно проследить, чтобы он привез вас к нужному входу, иначе будете, как мы (и тогда автобус между входами Чжанцзяце и Улиньюань стоит 10 юаней, идет не менее 30 минут).
Потом надо купить билет в парк, тут берут отпечатки пальцев, так что билет никому передать нельзя. Билет на 3 дня стоит 245 юаней, в эти дни можно входить и выходить из парка (большинство посетителей живут внизу вне парка, но вы так не делайте). Если забраться в парк и не выходить, можно жить там хоть месяц, на выходе билеты не сканируют.
Внутри парка ходят бесплатные автобусы, ходят часто. Расстояния очень большие, десятки километров, поэтому без автобусов можно обойтись, только если у вас есть много времени и сил (тот самый месяц).
От входа Улиньюань к лифту автобус-шаттл едет минут пятнадцать. Лифт в Небо (72 юаня) — узкое место маршрута, поэтому двигаться лучше всего в противоход основному туристическому потоку (то есть ехать наверх вечером, а выезжать утром, иначе будете часами стоять в очередях). От лифта по верху горного плато также ходят автобусы, до хостела мы ехали минут 40 на двух последовательных автобусах, а до дальнего фуникулера в Тьянцзы ехать еще минут 40, сами судите о расстояниях.
Таким образом, времени на трансфер уходит много, поэтому его надо хорошо рассчитывать.
Жили мы в Jhangjiajie Jhongtian International youth hostel (150 юаней за двушку, членам HI скидка в 20 юаней). Вменяемо, особенно если за дополнительные 20 юаней взять пульт от кондиционера, поставить его на обогрев и просушить и нагреть комнату. В апреле температура ночью +10–+15 и очень-очень сыро.
Среди персонала есть целый один англоговорящий юноша.
Про еду.
Китай не относится к числу вкусных стран. Хорошо готовят в больших городах (именно это похоже на то, что весь мир знает как китайскую кухню), там же иногда можно найти на английском. В провинции меню будет только на китайском, и вам повезет, если в нем есть картинки. Никаких вилок, только палочки, так что учитесь ими есть или возите вилку с собой.
Реалии китайской кухни — блюда очень жирные, но масло можно «отжать», положив овощи на рис. Рис дается без ограничений, но он безвкусный. Мяса в тарелке обычно немного, курица и рыба будут порублены с острыми костями, причем такие части, которые мы обычно не едим. Вегетарианцам, говорят, тоже сложно.
Хуже всего с завтраками, для европейца паровые булки и кукурузная размазня на воде совсем несъедобны, поэтому мы предусмотрительно запасли завтраки с собой (сублимированный творог и омлеты от гала-галы; всякие местные булки, печенья и консервированные китайские каши есть можно).
Но мы были с Юлей, и она старалась приводить нас во вменяемые заведения, где кормят съедобно, а иногда даже вкусно.
Вот это наш ужин, его готовили в соседнем гестхаусе:
Баклажаны, яйца с помидорами, папоротник с мясом, бамбук, обязательный рис. Обратите внимание на стаканчик чая! Вот она, местная чайная церемония народности туцзя :-)